30.08.06 11:03 |
СОКРОВИЩНИЦА ДУХАВесной 2004 года редакция Turkmenistan.ru получилa по электронной почте из дагестанского города Каспийска обширное сочинение – детальный анализ «Рухнама», выполненный журналистом и писателем Магомедом Ибрагимовым. Автор сообщал: в сокращенном виде рецензия опубликована в российской «Литературной газете». Сетовал, что недостаток газетной площади, по его мнению, не позволил представить размышления над трудом туркменского лидера в полном объеме. И просил опубликовать его работу без купюр. Что мы тогда и сделали. А на днях редакционная почта доставила очередной материал автора из Каспийска. И снова посвященный «Рухнама». Независимый аналитик делится впечатлениями от второго тома книги президента Туркменистана. Публикуем полученные заметки. НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ПРАВДЫ Чтение «Рухнама» - это прежде всего труд. Книгу нельзя просто читать как бестселлер или даже научный трактат. Общение со столь неординарным творением есть одновременно и работа мысли, и переживание души, и радость познания. Анализируя первый том «Рухнама», я писал, что это «не книга в обычном понимании этого слова, а гигантский виртуальный мост, переброшенный из прошлого через настоящее в будущее». Продолжая аналогию, можно сказать: вторая книга подобна еще одному пролету этого моста, ведущего отдельного человека и народ в целом через сложные лабиринты жизненных путей к вершинам духовного совершенства. Наверное именно поэтому вторая книга президента Туркменистана имеет подзаголовок «Духовное величие туркмен». Зародившееся в незапамятные времена величие туркмен, да и всего исламского мира, зиждется на учении суфизма – высочайшего достижения человечества в духовной сфере. Известные суфийские мыслители Абд ар-Рахманом Джами и Джалал эд-Дином Руми, Абу Язидом Бистами и Абул Хасаном Шазили, Абд эль-Кадиром Гилани и Хас Мухаммедом Ширвани жили в различных странах в разное время, однако их роднит высочайший уровень духовного совершенства и стремление указывать другим векторы продвижения по пути к постижению Божественной Истины. Будучи нашим современником, автор «Рухнама» сумел установить духовную связь с великими предками и провести линии этой связи из ретроспективы минувшего в перспективу грядущего. Приглашая читателей «вместе совершить экскурсию в удивительный мир человеческих ценностей», Сапармурат Ниязов говорит о насущной необходимости «найти точку опоры, тот самый мостик, что перекинут из прошлого в будущее». Чтобы продвигаться по пути духовного совершенствования, необходимы определенные условия. Среди них центральное место занимает разум. Но даже очень разумная личность, обладающая огромным интеллектуальным потенциалом, должна уметь рационально распоряжаться временем, отпущенным ему Всевышним. Сложнейшие взаимоотношения времени и разума в «Рухнама» раскрываются предельно ясно: «Господь, сотворив человека, бросил его в объятия царства под названием Время – основной закон природы. Где-то рядом со Временем человечество создает пространство вечности и в недрах Вселенной сроит обитель бессмертия. Преимущество, которым Господь наделил человека среди всего живого на земле, – это разум… Разум – возможность повернуть время вспять». Обратите внимание: разум не подвластен времени, он условие существования обители бессмертия. Разум - не постоянная константа, а развивающаяся в поколениях доминанта, которая дает человеку возможность ощущать «счастье познания, изучения, мышления, счастье, приводящее к постижению». Сравним этот выдвинутый в «Рухнама» важнейший психо-философский постулат с материалистической концепцией о разуме как химико-биологическом свойстве серого вещества, находящегося в человеческом черепе. Напрашивается сравнительное соотношение космического корабля и кучки металлолома, не правда ли? От расшифровки содержания и смысла сложных абстрактных понятий автор «Рухнама» то и дело переходит к изложению своего видения весьма конкретных дел и путей решения назревших практических задач по управлению государством и воспитанию граждан. Причем этот переход настолько естественен, что общая гармония изложения материала не утрачивает своей стройности, а становится еще более наглядной. Обозначая национальный менталитет народа емким словом «туркменчилик», Сапармурат Ниязов особое внимание уделяет одному из основных составляющих этого понятия – эдепу, обозначающему в широком смысле воспитание. Воспитание человека на лжи - контрпродуктивно, о чем свидетельствует крах коммунистической воспитательной системы. Любые попытки политиков вводить людей в заблуждение в конъюнктурных целях обречены на неизменное разоблачение, рано или поздно, но это происходит обязательно. С Ее Величеством Правдой нельзя играть в жмурки, поскольку она изначально требует к себе честного и ясного, прямого и открытого, если хотите, деликатного отношения. Об этом свидетельствуют следующие строки «Рухнама»: «Знать правду не одно и то же, что знать все или много, умение высказывать правду не означает умения говорить обо всем сразу. Говорить правду – это умение говорить самые главные вещи, те, что могут завтра поднять тебя на порядок выше. Умение говорить правду – это умение высказывать четко, понятно и просто. А для этого надо уметь мыслить решительно, категорично». Очевидно, что «точки опоры того самого мостика, перекинутого из прошлого в будущее», о котором написано в «Рухнама», зиждятся на прочном фундаменте Правды, иначе бурные потоки современной жизни свели бы на нет попытки возвести подобное сооружение. Формирование целостного человеческого общества происходит при наличии определенных условий, относящихся к нравственным основам личности, которые могут совершенствоваться и наращиваться посредством эдепа – воспитания. Нравственность же непосредственно связана с чувством родины. Говоря об этих непростых, взаимопереплетающихся категориях просто и ясно, президент Туркменистана формулирует: «Родина не только то, что извне, она внутри тебя». Эти слова предваряются основополагающим: «Выше Родины только Аллах». Долго думал, почему словосочетание, в котором взлет познания соединен с зарядом эмоции, не завершается восклицательным знаком? В конце концов до меня дошел мудрый замысел автора: эти слова нельзя возвещать голосом, они должны исходить из сердца стоном, в котором прозрение мысли смешано с признанием в любви. Говоря о многих универсальных вещах, имеющих значение для любого отдельно взятого человека, туркменского народа и всего человечества в целом, Сапармурат Ниязов подчеркивает, что «Рухнама» – главная книга туркменской нации, книга сосредоточившая в себе мир туркмен, запечатлевшая их светлый лик,.. объединяющая в единое целое состоящую из миллионов личностей нацию, превращающая ее в единую плоть». Это действительно так, но разве « Рухнама» не содержит концептуальных идей, имеющих значение для людей других национальностей? Мне кажется, что автор посчитал нескромным адресовать свое творение всему миру. Принижать собственное значение вообще свойственно суфийски мыслящим людям, что, как показывает жизнь, не становится преградой к их всеобщему признанию. Тема родины в «Рухнама» - в том числе и тема родного очага, дома, в котором хранится тепло хозяев. Такого тепла нет в жилище, где находится нажитое нечестным путем добро, украденное у государства или у людей имущество, в котором нет взаимного уважения между членами семьи, игнорируются требования семейного эдепа. Прямо говорится о том, что «таща в свой дом государственное добро и чужое имущество, нечестный человек тем самым разрушает семью». Семья же является основной ячейкой общества, а общество формирует государство. Иными словами, вор, разрушая семью, разлагает общественные устои и подрывает государственные основы. Особое внимание автор уделяет воспитанию детей в семье. В одной из глав рассказывается о том, как серьезно относился к детям великий суфийский пир Баязит (Абу Язид) Бистами. Благоговейное отношение к подрастающему поколению соответствует исламскому образу жизни, о чем свидетельствует удивительный поступок второго праведного халифа Умара ибн Хаттаба, что как бы перекликается с рассказом о Бистами, приведенном в «Рухнама». Однажды, когда повелитель правоверных беседовал с кандидатом на пост правителя велаята, в комнату вбежали дети, с которыми халиф очень ласково пообщался. Узнав, что это соседские сироты, гость выразил удивление, сказав, что даже со своими детьми не смог бы обходиться так нежно и уважительно. А я собирался доверить тебе целый народ, - хмуро сказал халиф и отказался подписать подготовленный указ о назначении правителя. Думаю, не ошибусь, если скажу, что семейный эдеп и система воспитания детей в трактовке «Рухнама» уходят корнями не только в туркменский менталитет, но и в мусульманское гуманистическое учение, основоположниками которого были праведные халифы и мудрые суфии. Глава государства связывает проблемы воспитания со свободой личности. «Суть свободы человека в том, чтобы с помощью разума и воли всякую неопределенность и нечеткость превратить в ясность. Но для этого нужно воспитание», – пишет Сапармурат Ниязов. И далее: «Красота леса и красота сада – не одно и то же. Жизнь человека – не дикий лес, она – сад». Это образное сравнение как нельзя лучше отображает суть воспитания. Воспитательный процесс не имеет ни начала, ни конца и веками передается из поколения в поколение. Важнейшая часть воспитания человека – приучение его к труду, который является основой основ любого общества. Но работа работе рознь. Труд Сизифа и труд землепашца разнятся кардинально. Поэтому «Рухнама» учит целесообразному, общественно полезному, эффективному труду, приносящему не только материальные блага, но и духовное удовлетворение человеку. Это является необходимым условием развития как отдельно взятой личности, так и общества в целом. А развитое общество - основа процветающего сильного государства, каковым видит президент свой Туркменистан. В «Рухнама» провозглашены незыблемость родства, святость братства и благость добрососедства. В наше время, когда в российских городах скинхеды избивают и убивают людей только из-за их цвета кожи, разреза глаз или веры, когда на постсоветском пространстве до сих пор не улажены конфликты, разделившие народы по национальному признаку, далеко не всякий политик может заявить подобное. «Мы создали вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга», – написано в Коране. Именно толерантность, в которой так нуждается современный мир, является одним из основных лейтмотивов «Рухнама». ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ Отношения между людьми испокон веков формируется на основе дружбы и любви или неприязни и ненависти. Чувства дружбы и любви, переполняющие душу человека, должны иметь адресата, сами по себе они не представляют ничего. Когда же речь идет о любви к Богу или к родине, то критерии оценки, применимые в отношении дружбы между соседями или любви между мужчиной и женщиной, совершенно не подходят. Такая любовь – это высшая степень любви, на которую способен человек. «Если прежде любовь как явление представлялась лишь отношениями между двумя людьми, то теперь, в наш Золотой век, эти понятия фигурируют в отношениях к Родине и народу», - написано в «Рухнама». И там же: «Божественная любовь соединяет две гораздо большие величины – человека и Бога, Творца и раба Его, эта связь более глубокая и основательная. Если любовь земная отражена в произведениях светского искусства, то любовь к Богу выражена в национальной суфистской философии и искусстве… Любовь – потребность человеческой природы, потому что она – естественное и красивое чувство. Однако любовь живет в более высоких сферах, она состояние души человека… Аллах выткал этот мир, все окружающее нас, самого человека из своей любви, света, разума. Любя, купаясь в море любви, очищаясь, совершенствуясь, мы снова возвращаемся к Богу». Какая освежающая сила сосредоточена в этих проникновенных, идущих из самых сокровенных душевных хранилищ словах. Читатель получил книгу, насыщенную силой разума, светом добра и чувством любви. Она укрепляет веру в душе, указывает истинный путь, дает наставление сомневающимся, поддерживает колеблющихся, подбадривает отчаявшихся. СИЛА РАЗУМА Вместе с тем автор «Рухнама» вовсе не считает себя единственным в своем роде учителем туркмен, правомочным высказать истины в последней инстанции. Вот что он об этом пишет: «Мысли, высказанные порядочным человеком, отображают суть его самого. У человека с красивой душой и богатым духовным миром глаза светятся умом и добротой». Это значит, что достаточно быть просто порядочным человеком, и он будет услышан и понят другими. Великие суфии прошлого учили, что вера и познание неразрывно связаны, и в душе благочестивого человека отражаются как гармоничное единое целое. Действительно, высокий уровень познания достижим только при способности человека активно мыслить, а мысль же питается исключительно из Божественного источника. Делая очередные круги по спирали познания, мыслящий субъект снова и снова повторяет единственно правильный вывод о том, что основой всего сущего является Бог, который находится за пределами интеллектуального потенциала его творения – человека, но в то же время Он досягаем иману – вере. Духовной философией туркмен Сапармурат Ниязов называет иман – веру. «Воспитание веры – это воспитание души», – пишет он, представляя духовно-философский аспект имана. «По масштабам это понятие равно всей духовности туркмен, его границы простираются до просторов национального духа. Как в капле воды отражается море, так вся туркменская духовность сконцентрирована в этом священном понятии. Иман – выраженное в одном слове отношение туркмена ко всем духовно-нравственным основам жизни», – резюмирует автор «Рухнама». Сила разума, которой человека одарил Творец, через процесс познания приводит к иману, а иман, побуждая человека к размышлениям с целью познания Бога, подпитывает разум. Вот почему многие ученые, исследуя материальный мир посредством познания, приходят к вере, которая есть категория чисто духовная. В этой конструктивной системе, состоящей из сложных философских категорий – звеньев, не достает одного важного элемента – науки и образования. Ибо говорить о взаимосвязи разума, познания и веры с неграмотным человеком, по крайней мере, проблематично. Об этих сложнейших вещах, в которых мысли иного человека могут просто «заблудиться в темноте», предельно ясно и четко сказано в «Рухнама»: «Человек всегда тянется к новому, его влекут другие миры, другие звуки. Потому что он обладает разумом, а разум – субстанция духовная…Истоки человеческого разума находятся за пределами материального мира… Разум – возможность повернуть время вспять, небытие превратить в жизнь. Потому что это способность, переданная человеку вечно живым Аллахом… Человечество благодаря разуму убегает от Времени и устремляется в бессмертие». Чтобы мыслить - нужно учиться, а чтобы учиться - нужны книги. «Из книг можно подняться в небо, соорудить из книг крылья и слетать в другие миры», как написано в «Рухнама». Трепетное отношение к книге, как к святой реликвии, свойственно автору, о чем он неоднократно говорит, ссылаясь на древних суфиев. Один из них Бузург ибн Шахрияр, как было принято в его время, кочевал в поисках знаний, везя с собой все свое имущество. Он был состоятельным человеком и имел 80 верблюдов. На 79 из них, при очередном переезде, нагружались книги, а на одном верблюде умещался Шахрияр с остальным имуществом. Сапармурат Ниязов считает книгу «неисчерпаемой сокровищницей туркмен», называя ее среди семи национальных богатств. Вот другие шесть: земля, кони, ковроделие, животноводство, птицеводство, вода. Ну, а где же деньги, на которые повсеместно в мире чуть ли не молятся? Их место в «Рухнама» занимает книга. Греческое название книги – Библия. Коран с арабского переводится как Чтение. Последним Пророку Мухаммеду был ниспослан 281-й аят коранической суры ал-Бакара, в котором был наложен запрет на ссудный капитал – ростовщичество. Не потому ли в «Рухнама» среди сокровищниц туркмен названа книга, а не «деньга»? «Тот, кто сможет управлять своим разумом, сможет подчинить себе весь мир», - провозглашает автор. И далее: «Центр Вселенной находится в нашем сознании… И дорога в бессмертие, и дорога к смерти, дорога к Богу и к Истине, дорога к дьяволу также пролегает через наше сознание». ПУСТЬ ДУХ ВАШ ВОЗВЫШЕННЫМ БУДЕТ! Говоря об имане как стержне мусульманской религии и духовном ориентире туркмен, автор «Рухнама» делает два фундаментальных вывода. Он пишет: «Есть вещи, которым невозможно обучить человека, на них можно только указать, но постичь их может только сам человек». Это положение перекликается с мыслями великого Абу Хамида ал-Газали, который сформировал тезис о том, что не всякий человек, даже очень умный и образованный, может оказаться способным мыслить по-суфийски, этому нельзя научить, такую способность можно только развить. Второй вывод сосредоточен в следующих словах: «Иман тоже любовь. Условие имана – любовь, его результат духовная память. Лишь подходя с этой точки зрения, можно полностью осознать глубинный, философский смысл этого понятия… Любовь – путь духовно-нравственного совершенствования, который каждый проходит индивидуально». Оба этих вывода затем сведены воедино, в результате чего получается веское и убедительное резюме: «Как нельзя научить любви, так нельзя научить и вере». Какой глубинный смысл кроется в этом изречении… В ряде аятов Корана можно встретить понятие мунафик – лицемер. Так Пророк и его сподвижники называли людей, уверовавших формально и внешне соблюдающих ритуальные требования Ислама, но внутренне не воспринимающих веру и отвергающих ее философию. По приказу одного из таких мунафиков Хормузана был убит третий праведный халиф Умар ибн Хаттаб, а единомышленники-лицемеры сеяли смуту в Мусульманском Халифате. Наследников Хормузана хватает и теперь, и они занимаются вовсе не благотворительной деятельностью во имя исламского общества. Тема формальной веры неспроста отражена в «Рухнама». Представив читателю современное и ясное смысловое содержание понятия «иман», автор делает следующий шаг в его интерпретации относительно человеческой личности: не всякий способен быть носителем имана. Бог присутствует в сердце человека, или его там нет. «Иман – вера в Бога, - размышляет Сапармурат Ниязов. - Иман – вера в духовные ценности. Конечно, самым главным в этом ряду является Бог. Иман – это Бог в сердце и признание его всем сердцем. Постичь Бога с легкостью невозможно. Это произойдет только тогда, когда ты уверуешь в него сердцем, учили древние философы. Вера не рождается с помощью доказательств. Вера рождается из чувств. Быть верующим – значит, быть не только убежденным в существовании и единстве Бога, но принимать эту истину всем своим духовным опытом, чувствовать это. Ум можно привить, имана внушением не добьешься… Помнить о Боге – значит, творить добро, быть чистым и безупречным. Мир человека, живущего с Богом в душе, прекрасен и совершенен. В его сердце нет места злу, ненависти. Помнить о Боге, значит, думать о вечности». Как нельзя быть верующим по заказу, так же невозможно источать из себя духовный свет по желанию. Только из заполненного иманом может прозвучать: «Пусть дух ваш возвышенным будет!» Магомед ИБРАГИМОВ, © TURKMENISTAN.RU, 2024 |