Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
25.10.03 11:21

ПО СВОЕМУ ПУТИ РАЗВИТИЯ

ТУРКМЕНСКАЯ ЭКОНОМИКА УКРЕПЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Туркменистан поражает впервые побывавшего в этом государстве иностранца не только чистотой дорог, европейским сервисом отелей, огромным числом портретов лидера нации и отсутствием оппозиционной прессы. Многих удивляет, как недавняя сырьевая окраина бывшего Союза всего лишь за 12 лет независимости умудрилась построить самодостаточную экономику, превратиться в экспортера на мировой рынок новых видов продукции. И это при том, что Туркмения - единственная в СНГ, кто обходится без помощи Международного валютного фонда, предпочитая опираться только на собственные возможности и не торопиться в ВТО.

Кто-то предположит: туркменам легко было отказываться от кредитов МВФ, у них, как говорят в народе, «куда палку не ткни – попадешь в месторождение». Но, во-первых, богатые углеводородами недра – еще далеко не деньги в госказне, те же нефть и газ нужно добыть и доставить потребителям. А, во-вторых, не надо ходить далеко за примерами того, как не менее крупные нефтегазовые державы оказывались на коротком поводке у международных финансовых структур. Может быть, туркменам было легче потому, что они имели возможность учиться на чужом примере?..

Как бы то ни было, факт остается фактом: ни единым долларом для Туркменистана у МВФ президент Туркменистана Сапармурат Ниязов не одолжился. Но вот он, один из туркменских парадоксов: больше десяти лет в Ашхабаде работает представительство МВФ, оно исправно выдает рекомендации, которые туркменское правительство внимательно изучает и… лишь принимает к сведению. В то же время, если взять отчеты ашхабадского офиса МВФ, то они процентов на 80 состоят из достаточно высоких оценок проводимых в Туркменистане экономических реформ. Особенно показательным в этом смысле стал 2000 год, когда центральноазиатская республика неожиданно для многих выбилась в мировые лидеры по росту ВВП (17,6%).

«Как вы можете диктовать нам направления и скорость реформ? – вопрошал Туркменбаши, когда МВФ предлагал ему свое партнерство. – Вы что же, лучше нас знаете нашу экономику, наши возможности и особенности?» С тех пор немало воды утекло в Амударье и Каракум-реке, но отношение к «советам посторонних» у туркменского лидера осталось прежним: принять к сведению, но сделать по-своему. Так было, например, когда Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предложил Ашхабаду весьма льготный кредит в 50 млн. долл. на строительство части дороги от столицы по направлению к Мары. При этом от туркменского правительства требовалось «незначительное» обязательство. Ему предлагалось дать слово отпустить или хотя бы повысить цены на бензин, которые здесь, по европейским меркам, просто смешные (50 литров высококачественного бензина за 1 доллар). Ответ главы государства был примерно таким: «Спасибо за предложение, но цены на бензин мы поднимем до европейского уровня, лишь когда у наших людей будут европейские зарплаты. А что касается дороги, мы построим и на свои средства».

Этот диалог с западными банкирами имел место лет пять назад. И вот что характерно: сразу после отказа Ашхабада взять тот кредит ЕБРР выступил с заявлением… о недостаточном уровне демократии в Туркмении Как говорится, без комментариев.

Вообще, по периодически вспыхивающему в мировых СМИ огню критики в адрес Туркменистана насчет демократии и прав человека можно в каждый конкретный момент судить о… состоянии отношений Ашхабада со столицами крупных мировых держав. Если, скажем, критика звучит с Запада, значит, Туркмения сделала какой-то значительный шаг в развитии связей с Москвой.

Между тем глава государства неустанно подчеркивает, что нейтральный Туркменистан никогда не будет примыкать к тому или иному политическому центру либо блоку. Что в экономическом партнерстве Ашхабада главенствует один принцип - взаимная выгода и никакой политической конъюнктуры. В качестве примера Сапармурат Ниязов обычно приводит реконструкцию нефтеперерабатывающего завода в городе Туркменбаши (бывший Красноводск). В проведенных здесь работах первого этапа модернизации общей стоимостью свыше 1,5 млрд. долл. участвовали компании из Германии, Франции, Японии, Турции, Израиля и Ирана. О каких политических предпочтениях тут можно говорить? А отсутствие в этом списке США или России свидетельствует лишь о том, что компании из других стран сумели предложить условия, более устраивающие туркменское правительство. В то же время у американцев нет конкурентов в поставке сюда мощных сельхозмашин и самолетов «Боинг», а россияне в лице «Газпрома» с нынешнего года стали крупнейшим партнером Туркменистана в реализации его планов по развитию энергетической отрасли.

Достаточно красноречивые цифры назвал на днях Национальный институт статистики и информации Туркменистана. По его данным, в настоящее время в процессе реализации на территории республики находятся заключенные правительством контракты с иностранными фирмами на строительство 179 объектов общей стоимостью около 4 млрд. долл. США. Сегодня в Туркмении строительно-монтажные работы, поставку оборудования и его монтаж осуществляют 69 иностранных и 3 совместные (с иностранным участием) фирмы из 30 стран мира. За январь-август в эксплуатацию введен 31 объект, а еще десятки строек по установившейся здесь традиции будут завершены как раз накануне отмечаемого 27-28 октября праздника независимости. Среди тех, что будут сданы в эксплуатацию – несколько текстильных фабрик, бумажный комбинат, новый энергоблок на Безмеинской ГРЭС, конно-спортивный комплекс, 20 многоэтажных жилых домов повышенной комфортности в Ашхабаде, десятки других больших и малых объектов.

Социальная направленность проводимых в Туркмении преобразований подтверждается не только соответствующей графой бюджета, где на «социалку» выделяется до 70% средств, но и такими уникальными мерами поддержки малоимущих слоев населения, как бесплатное выделение гражданам электроэнергии, газа, питьевой воды, почти 100-процентное субсидирование квартирной платы, транспортных тарифов. Кстати, когда Ниязов предложил ввести для населения безвозмездные электричество и газ, он попал под серьезный прессинг со стороны международных финансовых институтов. «Не рыночная мера», - говорили ему эксперты и предупреждали, что «халява» может расслабляющее воздействовать на граждан, способствовать их иждивенческим инстинктам. И вновь не внял президент Туркменистана советам зарубежных экспертов. Вот уже почти 11 лет работает этот своеобразный «туркменский ваучер»: граждане буквально ежечасно - через газ, свет, воду - получают определенную долю общенационального богатства. Долю пусть пока малую, но зато реальную и ощутимую для семейного кошелька.

Руководство страны обещает, что с каждым годом граждане будут все активнее вовлекаться в процесс акционирования различных отраслей, а их благосостояние будет напрямую зависеть от результатов работы конкретных предприятий. Но при этом ведущие бюджетообразующие сферы и в частности нефтегазовый комплекс останутся под контролем государства. Как раз для того, чтобы гарантировать социальную защищенность граждан, обеспечить их будущее. Так что в обозримой перспективе ждать появления на туркменской земле своих олигархов не следует. Хотя вряд ли это обстоятельство расстроит рядовых граждан страны.

Илья ВЕРБИН,

Журналист.

Ашхабад – Москва.

Газета «ТРИБУНА», 25.10.2003 г.

© TURKMENISTAN.RU, 2025
Версия для печати