АВТОТРАССЫ В ТУРКМЕНИИ СТРОЯТ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ
Всякий, кто в последнее время побывал в Туркмении, несомненно, отметил для себя качество здешних дорог. В самом деле, проложенные здесь за годы независимости автотрассы являются гордостью туркмен, а строящиеся сегодня автобаны соответствуют мировым стандартам.
Нужно ли говорить о том, что дорожное строительство находится в республике под непосредственным кураторством президента Сапармурата Ниязова? По сути именно глава государства стал инициатором и вдохновителем нынешнего дорожного бума в Туркменистане.
Что впечатляет прежде всего, так это комплексность подходов к вопросам дорожного строительства. На первом месте, безусловно, неукоснительное соблюдение технологических норм, обеспечивающих автострадам уровень мирового качества. Известны случаи, когда правительство буквально заставляло подрядные компании заново переделывать целые километры уже построенных трасс, поскольку комиссии выявляли нарушения в технологии.
По замыслу туркменского лидера, в стране уже в ближайшее время должна быть создана сеть автомагистралей, которые, соединившись, свяжут столицу Туркменистана со всеми регионами республики. Сегодня подразделения Государственного концерна «Туркменавтоеллары» (Туркменские автомобильные дороги) и зарубежные подрядчики реконструируют дорогу Ашхабад-Туркменбаши (585 км), прокладывают через пустыню новое шоссе Ашхабад-Каракумы-Дашогуз (530 км), строят скоростную магистраль Ашхабад-Мары-Туркменабат (бывший Чарджоу) (600 км). Все трассы соответствуют параметрам первой технической категории: шестирядная дорога с разделительной полосой и шириной проезжей части с каждой стороны 12,25 метра.
Транскаракумскую автомагистраль туркменские дорожники прокладывают своими силами. В настоящее время заасфальтировано 15 километров пути и построен мост в окрестностях столицы, ведется подготовка гравийно-песчаного основания и земляного полотна в самой пустыне. Подобные работы осуществляются и на северном участке. Летом будет сдан в эксплуатацию автобан Геоктепе-Бахарден, строительство которого ведет иранская компания «Добрал Ко». На других участках магистрали Ашхабад-Туркменбаши работают местные строители. В частности, укладываются земляное полотно и гравийное основание от Бахардена до Бами и от Балканабата до Сердара.
Полным ходом идут работы на 102-километровом отрезке от Мары по направлению к столице самой протяженной автострады страны Ашхабад-Мары-Туркменабат. К строительству этой дороги планируется привлечь иностранные компании. В Лебапе подразделения концерна «Туркменавтоеллары» прокладывают 73-километровую магистраль Атамурат-Имамназар, которая свяжет приграничные области Туркменистана и Афганистана.
Вести столь напряженную и ответственную работу в неослабевающем темпе туркменским автодорожникам помогает наличие мощного парка дорожно-строительной техники. В текущем году он пополнится десятками машин таких всемирно известных производителей, как «Катерпиллар», «Комацу», «МАЗ», «КамАЗ». В страну также в скором времени поступят новые небольшие передвижные заводы по производству асфальта.
Создаваемая в Туркменистане индустрия современного дорожного строительства, привлечение зарубежных компаний свидетельствуют о серьезности намерений правительства, стремящегося покрыть карту страны сетью соответствующих требованиям времени автострад. А ведь речь идет о республике, где еще совсем недавно трудно было найти хотя бы пару километров дорог международного уровня.
Игорь СОЛОВЬЕВ.
© TURKMENISTAN.RU, 2025