ТУРКМЕНИСТАН ОБНОВИЛ И РАСШИРИЛ СВОИ ГЛАВНЫЕ «МОРСКИЕ ВОРОТА» НА КАСПИИ
Завершена реконструкция и модернизация каспийского морского порта Туркменбаши (бывший Красноводск), которая длилась около пяти лет.
Как сообщили журналистам в управлении «Туркмендениздеряеллары» (Туркменское объединенное пароходство), последним этапом проекта, реализованного по инициативе президента страны Сапармурата Ниязова, стали работы по ремонту грузовых кранов. Весь проект реконструкции оценивается в 40 млн. долл. США, из которых 30 млн. долл. были предоставлены Европейским банком реконструкции и развития в качестве кредита.
В рамках проекта, генеральным подрядчиком которого стала турецкая компания STFA, победившая в международном тендере, в порту была произведена реконструкция трех сухогрузных причалов. При этом один из них оборудован для обслуживания крупнотоннажных (более 500 тонн) грузов. Обновлены железнодорожные и автомобильные подъездные пути.
Кроме того, в гавани построена новая дренажная система, защищающая сооружения порта от подпочвенных и сточных вод, смонтированы современные очистные установки, модернизирована система электроснабжения. Построены оснащенные современным оборудованием складские помещения.
Важной составляющей проекта являлось техническое переоснащение порта. Парк оборудования и спецтехники пополнили 5 мощных трейлеров «МАЗМАН», 15 автопогрузчиков «Камацу». На вооружение пароходства поступил мобильный тяжеловесный кран с компьютеризированной системой управления. Его грузоподъемность составляет 500 тонн в радиусе 3-5 метров и 100 тонн на вылете стрелы 15 метров.
После реконструкции значительно выросла пропускная способность терминалов морского порта, который в состоянии принимать суда любого типа и класса. Так, за семь месяцев 2003 года этого года на сухогрузном и паромном участках обработано более 2 млн. тонн грузов, что в два раза больше, чем было в 2001 году, а общий объем с учетом работы нефтеналивных причалов поселка Кенар, составил 6,5 млн. тонн.
Как считают в управлении «Туркмендениздеряеллары», «росту интенсивности грузопотоков в немалой степени способствуют корабли национального морского флота, местом приписки которых является порт Туркменбаши. Сухогрузы «Сапармурат Ниязов», «Туркменистан», «Махтумкули», корабль океанского класса «Балкан» совершают регулярные рейсы в порты всех прикаспийских государств, осуществляя фрахтовые перевозки грузов, главным образом, по контрактам с зарубежными фирмами и компаниями».
Кроме того, в начале лета текущего года дополнительно к традиционным паромным линиям Туркменбаши-Баку и Туркменбаши-Астрахань начала действовать еще одна - в направлении Махачкалы. Несколько пробных рейсов по этому маршруту уже совершил российский коммерческий паром «Петровск», перевозящий железнодорожные составы.
Таким образом, Туркменистан сделал новый серьезный шаг к расширению своих возможностей в качестве регионального транзитного центра, своеобразного моста между Европой и Азией.
Ораз МАММЕДОВ.
© TURKMENISTAN.RU, 2025