ПО ДРЕВНИМ КАРАВАННЫМ ТРОПАМ ЦЕНТРАЛЬНЫХ КАРАКУМОВ СКОРО ПОЙДУТ ПОЕЗДА
То, чего не удалось сделать во времена могущественной советской империи, оказалось по силам молодому государству, чей возраст едва перевалил за первое десятилетие. Я имею в виду развитие транспортных магистралей на туркменской земле, что еще в конце прошлого века было большой проблемой населения республики. Например, совсем недавно несбыточной мечтой казалось соединение железнодорожной трассой Ашхабада и Дашогуза, разделенных на сотни километров песками Каракумов. А сегодня меж барханов кипит работа, и в скором времени пустыню прорежет стальная магистраль. Между тем, первый опыт прокладки своими силами крупных железных дорог Туркменистан приобретал на южной окраине страны.
Совместно с Ираном к середине 90-х годов проложена 280-километровая железнодорожная трасса Теджен - Серахс - Мешхед, названная «золотым звеном» Трансазиатской магистрали и ставшая по своей сути Великим шелковым путем в его современном варианте. Затем в сжатые сроки была сдана в эксплуатацию 200-километровая железная дорога Туркменабат - Атамурат, соединившая пять восточных районов республики. В перспективе эта ветка должна стать звеном будущей магистрали Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия. На подходе проект строительства железной дороги по трассе коридора «Север - Юг» вдоль восточного берега Каспия.
А сейчас полным ходом идет прокладка стальной магистрали Ашхабад - Дашогуз. На сегодняшний день уже проложено более 160 километров этой важной 530-километровой магистрали. Прокладка новой трассы, именуемой в Туркмении не иначе как «проектом века», должна соединить столицу и северный велаят прямым маршрутом, сокращающим путь между регионами страны более чем на 1000 километров по сравнению с ныне существующим обходным путем через восток государства и Узбекистан. Высокие темпы работ позволили специалистам «Туркмендемиреллары» (Туркменские железные дороги) принять обязательство ввести Транскаракумскую дорогу в эксплуатацию к концу 2004 года - на год раньше запланированного срока. Сегодня они приступили к сооружению самого сложного объекта на трассе: на 112-м километре пути, где проходит русло транскаракумского коллектора, им предстоит возвести 66-метровый мост.
К открытию пассажирского сообщения по новому международному маршруту Алма-Ата – Тегеран, ставшему возможным благодаря введению в строй ветки Теджен – Серахс – Мешхед и соединению воедино железнодорожных систем Туркменистана и Ирана, руководство Туркмении приняло решение реконструировать здания железнодорожных вокзалов в областных центрах Туркменабат (бывший Чарджоу) и Мары, а также станцию Серахс, с тем, чтобы привести их в соответствие с международными требованиями и обеспечить пассажиров всеми необходимыми удобствами.
В эти же дни полным ходом идет и модернизация Ашхабадского локомотивного депо, которое в недалеком будущем превратится в тепловозоремонтный завод. Недавно здесь был сдан в эксплуатацию кузнечный цех, а после ввода в строй в нынешнем году литейного цеха производство заработает на полную мощность. Модернизация системы железнодорожного транспорта и компьютеризация железных дорог Туркменистана осуществляются в рамках туркмено–японского проекта, где японская сторона финансирует и организует подбор и доставку в Ашхабад необходимого оборудования, призванного содействовать динамичному развитию отрасли.
По официальной информации «Туркмендемиреллары», за первые два месяца этого года железнодорожным транспортом воспользовались 538 тыс. человек, что на 6% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Этому в немалой степени способствовало обновление пассажирского парка - 45 пассажирских вагонов недавно поступили из Грузии, где прошли капитальный ремонт. Благодаря этому, в города Туркменбаши и Туркменабат из столицы стали осуществлять регулярные рейсы два новых комфортабельных поезда.
Железнодорожники Туркменистана успешно выполнили программу грузоперевозок, перевыполнив за первые два месяца года задание на 17% и записав себе в зачет почти 2,5 млн. тонн грузов. Значительная часть внутригосударственных грузоперевозок пришлась на нефтепродукты, стройматериалы, цемент, зерно, хлопок и минеральные удобрения. К слову, сегодня по стальным магистралям в Туркмении перевозится почти две трети всех грузов.
Мухаммед ШАЛЛЫЕВ.
Ашхабад.
© TURKMENISTAN.RU, 2025