Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
23.12.15 11:32

Способен ли Туркменистан заменить для москвичей берег турецкий?

Газета "Тверская, 13"

Туркмения – страна с большим количеством уникальных памятников истории и культуры, которая может быть интересна для российских туристов, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко по итогам своего недавнего визита в Ашхабад и переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым.

Международный интерес к туркменской теме наиболее ярко проявился в середине декабря, когда в Ашхабад на широкое наци­ональное празднование двадцатой годовщины обретения страной статуса постоянного нейтралитета собралось немало видных пред­ставителей мировой обществен­ности. Несколько глав государств, представительные правительс­твенные делегации, руководители международных общественных организаций приехали в столицу Туркменистана, чтобы отдать дань уважения целенаправленным уси­лиям нейтрального государства по поддержанию региональной безопасности и стимулированию миротворческих процессов гло­бального характера.

Туркменский нейтралитет – явление во многом уникальное, поскольку не имел явочного ха­рактера (как это исторически скла­дывалось в Швейцарии, Австрии, Швеции), а стал результатом чисто политического решения. Впервые в мировой практике статус ней­трального государства утверж­дался на Генеральной Ассамблее ООН единодушным голосованием. Российская Федерация тогда выступила одним из соавторов положительной резолюции.

В 1995 году обретение страной нейтрального статуса выглядело неким надежным способом безо­пасности для национального су­веренитета молодого государства. Страна принимала на себя меж­дународные права и обязанности в соответствии с нейтральным статусом, отказывалась от участия в военных блоках и, как следствие, обретала международные гаран­тии собственной безопасности. Позже «защитные» функции нейтралитета ушли на второй план, выдвинув в качестве приоритета миротворческую международную функцию Туркменистана.

Гарантированное отсутствие внешних угроз, богатая ресурсно­-сырьевая база (в первую очередь углеводородное сырье), бескон­фликтность гражданского обще­ства, сравнительно небольшое количество населения (около шести миллионов человек) – все эти факторы позволили молодому государству безболезненно пре­одолеть кризисы переходных пери­одов и направить силы и средства на возрождение экономики и создание стройной системы соци­альной защиты населения.

С приходом в 2007 году на пост главы государства нового президента – Гурбангулы Берды­мухамедова – страна взяла после­довательный курс на проведение социально-экономических ре­форм, провозгласив главным приоритетом внутренней политики за­боту о человеке. Миротворческие инициативы получили приоритет во всех внешнеполитических устремлениях Туркменистана и стали своеобразной визитной карточкой государства и его лидера.

Наиболее наглядно иллюст­рируют темпы совершенных пре­образований внешние перемены в облике туркменских городов и сел. По этому показателю Турк­менистан явный фаворит среди всех бывших союзных республик. А столица страны Ашхабад во­обще два года назад был включен в Книгу рекордов Гиннесса как самый беломраморный город в мире. Как гласит сертификат Кни­ги рекордов, туркменская столица включена в реестр Гиннесса за самую высокую плотность бело­мраморных зданий – в Ашхабаде на дату фиксации рекорда было построено 543 новых здания, облицованных белым мрамором, общей площадью 4,514 миллиона квадратных метров.

Все это могло бы восприни­маться только как экзотические диковинки для туристов, если бы символы национального преоб­разования не соответствовали об­щим тенденциям стремительного развития страны. Беломраморные высотки столицы – это прежде всего жилье повышенного уровня комфортности для горожан. При рыночной стоимости квартиры площадью более 150 метров в 200-250 тысяч долларов (со встроенной кухонной техникой и потолками четырехметровой высоты) она обходится новоселу в половину стоимости (вторую поло­вину оплачивает государственное предприятие, на котором работает покупатель). Новый хозяин квар­тиры единовременно вносит 10 процентов ее стоимости, а на ос­тальную часть средств ему дается рассрочка на 30 лет с банковской наценкой в один процент годовых. Такого рода ипотеку никак не назо­вешь неподъемной ношей...

При сравнительно небольшой средней заработной плате (300-500 долларов в месяц на человека) бюджет среднестатистической туркменской семьи практически не чувствует нагрузки от расходов на свет, газ, воду и коммунальные платежи. Для того, чтобы содер­жать трехкомнатную квартиру в Ашхабаде, хватит 150-200 дол­ларов в год (!). Автомобильный бензин – самый дешевый из всех стран СНГ.

За годы независимости страна создала новую перерабатываю­щую инфраструктуру в аграрном секторе и перерабатывает сегод­ня практически 100 процентов сельскохозяйственной продук­ции (в первую очередь главной агрокультуры – хлопчатника), а также добилась продовольствен­ной независимости. Энергети­ка, химическая и текстильная промышленность, переработка углеводородов, экспорт главного богатства страны – газа – все это вы­вело Туркменистан на неведомый ранее уровень экономического развития. Платежеспособность и репутация надежного партнера сделали страну желанным визави для многих зарубежных компаний, в том числе и для российских.

Российский бизнес чувствует себя в Туркменистане достаточно уверенно. Россия занимает чет­вертое место по товарообороту среди внешних торговых парт­неров Туркменистана. В Ашха­баде зарегистрированы десятки представительств предприятий и организаций РФ, а также фирм с участием российского капитала. Самый яркий пример – деятель­ность дочерней структуры МТС, занимающей практически поло­вину рынка мобильной связи в стране.

Кстати сказать, лидеры двух стран неоднократно высказыва­лись о стратегическом характере российско-туркменского партнерс­тва. Весомым подспорьем тому остаются прочные культурные и гуманитарные связи двух стран. Русский язык общеупотребим в Туркмении, в школах (по мере ес­тественной потребности) ведется преподавание на русском языке. В Ашхабаде успешно работает уникальная российско-туркменс­кая общеобразовательная школа, выпускники которой получают аттестаты российского образца и гарантированное право обучения на бюджетных отделениях россий­ских вузов. В РФ, кстати сказать, сегодня получают образование по­рядка 15 тысяч юношей и девушек из Туркменистана.

Ну а если возвращаться к теме возможного практического инте­реса россиян к Туркменистану, то как не вспомнить о Националь­ной туристической зоне «Аваза» на восточном побережье Каспия неподалеку от города Туркменбаши? За последние пять-шесть лет тут вырос великолепный между­народный курортный комплекс с четырьмя десятками современных отелей, яхт-клубами и развлека­тельными комплексами. Сегодня курорт успешно закрывает пот­ребности внутреннего туризма, но недалек тот час, когда песчаные пляжи смогут выдержать и массо­вый наплыв визитеров из-за рубе­жа, и в том числе – из России. Вот тогда многим нашим со­отечественникам удастся самим оценить приоритеты туркменско­го нейтралитета.

Наталия ВДОВИНА, Александр НЕФЕДОВ

Ашхабад - Москва

 

© TURKMENISTAN.RU, 2024
Версия для печати