11 декабря в Ашхабаде состоялся саммит руководителей стран-участниц нового грандиозного энергетического проекта – протяженного газопровода по маршруту Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), посредством которого начиная с 2015 года туркменский природный газ должен выйти на рынки стран Южной Азии. В саммите приняли участие президенты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, Афганистана – Хамид Карзай и Пакистана – Асиф Али Зардари, а также министр нефти и природного газа Индии Мурли Деора, и президент Азиатского банка развития (АБР) Харухико Курода. Итогом встречи стало подписание двух важных межправительственных документов, открывающих путь к практической реализации проекта ТАПИ.
Президенты Туркменистана, Афганистана, Пакистана и министр Индии подписали межправительственное соглашение о реализации проекта газопровода ТАПИ. Рамочное соглашение о газопроводе между правительствами Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии подписали отраслевые министры четырех стран.
Этому важному событию предшествовала кропотливая работа экспертов и специалистов стран-участниц проекта и АБР, которая велась в рамках заседаний технической рабочей группы и Руководящего комитета ТАПИ. Особенно интенсивно эти заседания проходили в период с августа до начала декабря 2010 года. Окончательный вариант документов был подготовлен в рамках состоявшегося 10 декабря 12-го заседания руководящего комитета по проекту, в котором участвовали руководители отраслевых министерств и представители всех стран-участниц проекта, а также представители АБР.
Отдавая должное важному политическому значению данного энергетического проекта, тем не менее, стоит вспомнить, что экономика диктует политику. И именно нынешняя экономическая составляющая проекта ТАПИ позволяет обоснованно считать, что этот весьма амбициозный замысел будет реализован.
Мощность газопровода ТАПИ, который по территории Афганистана и Пакистана и дойдет до населенного пункта Фазилка на границе с Индией, составит 33 млрд. кубометров газа в год. Из них по 14 млрд. кубометров будут закупать Пакистан и Индия, а 5 млрд. кубометров пойдут на нужды Афганистана. Как предполагается, строительство трубопровода начнется в 2012 году, а завершится к концу 2014 года. Инвестиции в сооружение газовой магистрали длиной 1735 км оцениваются в 7,6 млрд. долларов США.
Впервые идея проложить трубу, которая вывела бы туркменский газ на рынки Южной Азии, возникла в середине 90-х годов ХХ века. Однако главным препятствием на пути проекта являлась гражданская война в Афганистане. В последующие несколько лет из-за резкого обострения ситуации в Афганистане проект TAПИ оставался без движения.
Новую жизнь в трансафганский проект смог вдохнуть Гурбангулы Бердымухамедов. В течение 2008-2009 годов лидер Туркменистана провел интенсивные консультации по вопросам реализации ТАПИ с руководством Афганистана, Индии, Пакистана. В результате в апреле 2008 года к идее проекта присоединилась Индия, энергетический рынок которой заметно улучшил экономическую перспективу ТАПИ.
В мае 2008 года в Ашхабаде прошло первое заседание технической рабочей группы ТАПИ, на котором эксперты подтвердили полную экономическую состоятельность Туркменистана как страны-поставщика и договорились о формировании цены на газ с учетом ситуации на мировом рынке. Тогда же началась работа по подготовке проектов межправительственных соглашений, которые должны определять права и обязательства каждого из участников ТАПИ.
Однако наиболее мощный импульс к ускоренному развитию проект ТАПИ получил в 2010 году. В мае в ходе государственного визита президента Туркменистана в Индию, принимающая сторона заявила о высокой заинтересованности в поставках туркменского газа. И это легко объяснимо - в настоящее время спрос на энергоресурсы в Индии ежегодно растет на 10 процентов.
Примечательно, что с каждым годом Индия и Пакистан все больше нуждаются в энергоресурсах. Так, в 2008 году Индия потребила около 43 млрд. кубометров газа, из которых импортировала порядка 12 млрд.
Возрастающий спрос Индии на туркменский газ вновь подтвердил на ашхабадском саммите и Мурли Деора. Индийский министр отметил, что «хотя проект ТАПИ предусматривает ежедневную поставку в Индию 38 млн. кубометров газа, мы надеемся, что получим из Туркменистана большее количество сырья, чтобы удовлетворить потребности в энергоресурсах нашей развивающейся экономики». И потому, отметил министр, Индия заинтересована в прокладке газопровода ТАПИ и долгосрочных поставках туркменского газа.
У Пакистана также есть веские основания поддерживать проект ТАПИ. Ему нужно предотвратить энергетический кризис. В 2008-2009 годах потребности Пакистана в газе начали опережать добычу на 5,7 млн. кубометров в день. В своей речи на саммите президент Пакистана Асиф Али Зардари отметив, что газ – это важный товар, который дает сильный толчок развитию экономики, подтвердил заинтересованность Пакистана в импорте туркменского «голубого топлива». В свою очередь, афганский президент Хамид Карзай заявил на саммите, что Афганистан выполнит свои обязательства по проекту и в плане безопасности, и в плане строительства.
Президент АБР Харухико Курода, подчеркнув на встрече, что для осуществления проекта такого уровня необходимы справедливые способы инвестиций, распределения финансов, эффективные механизмы безопасности, а также высокое качество строительства и эксплуатации газопровода, призвал всех участников осуществить все необходимые работы, чтобы природный газ Южного Елотена-Османа мог своевременно поставляться в страны-участницы ТАПИ. При этом банкир заметил, что АБР готов в впредь помогать в реализации проекта.
После подписания соглашений на ашхабадском саммите, министр шахт и горной промышленности Афганистана Вахидула Шахрани заявил афганским СМИ, что Афганистан будет в состоянии обеспечить безопасность ТАПИ. Охранять газопровод будут семь тысяч военнослужащих афганских сил безопасности. Кроме того всем территориальным администрациям будут выплачиваться деньги за охрану трубопровода. Подчеркивая важность данного проекта для Афганистана, Шахрани отметил, что его страна будет получать за транзит газа ежегодно сотни миллионов долларов. По словам министра, афганцы, живущие в населенных пунктах, рядом с которыми пройдет газопровод, будут в полной мере обеспечены газоснабжением. Месяцем раньше пакистанская сторона провела свою презентацию по вопросам обеспечения безопасности трубопровода на территории Пакистана.
Таким образом, вопреки пессимистичным оценкам некоторых иностранных наблюдателей, не верящих в реализацию проекта ТАПИ, этот транснациональный проект получает вполне конкретные подтверждения актуальности и жизнеспособности. Экономическую обоснованность проекта ТАПИ подчеркивает и тот факт, что его участники не сомневаются в способности Туркменистана обеспечить долгосрочные поставки газа по этому маршруту. Ранее ресурсной базой для трубопровода считалось крупное месторождение Довлетабад. Однако с учетом того, что в настоящее время довлетабадский газ поставляется в Россию, а также обеспечивает растущий экспорт в соседний Иран, в этом году в качестве ресурсной базы для ТАПИ определено гигантское месторождение Южный Елотен-Осман.
Ресурсы этого месторождения, согласно последним, уточненным оценкам, уже достигают 22 трлн. кубометров газа, что значительно превышает данные аудита, проведенного в 2008 году британской «Gaffney, Cline & Associates», оценившей ресурсы месторождения в 14 трлн. кубометров.
Одновременно с продолжающейся на месторождении разведкой уже реализуются проекты на общую сумму около 10 млрд. долларов по ускоренному вводу в эксплуатацию Южного Елотена. Госкорпорация «Туркменгаз» совместно с привлеченными на сервисных условиях компаниями из КНР, Республики Корея и ОАЭ ведет комплексное обустройство месторождения, в результате чего уже на первом этапе - в 2012 году - здесь будет добываться 30 млрд. кубометров газа. Реализация последующих этапов даст возможность нарастить добычу до 40-70 млрд. кубоиетров в год.
Об экономической привлекательности проекта ТАПИ говорит и тот факт, что принять участие в его реализации хотят и другие страны, в том числе и Россия. В частности, Кремль уже заявлял, что «Газпром» готов к любому сотрудничеству, например, оказать помощь в подготовке проекта, выступить подрядчиком или стать полноправным участником консорциума.
Вероятно, полный состав участников консорциума по строительству ТАПИ будет сформирован в 2011 году. Пока же известно, что в него войдут газовые компании стран-участниц проекта. Они же сообща будут решать, какие зарубежные компании и на каких условиях привлекать в партнеры. Также в течение 2011 года страны-участники ТАПИ намереваются согласовать и другие вопросы, оставшиеся пока нерешенными. В частности, участники проекта должны прийти к совместному соглашению о цене на газ, мерах по обеспечению безопасности газопровода, платы за транзит газа и создании консорциума.
Ашхабад рассматривает проект ТАПИ в качестве одного из важнейших элементов своей энергетической стратегии, предусматривающей диверсификацию экспорта энергоносителей на мировые рынки. Поэтапно реализуя эту стратегию, Туркменистан с декабря 2009 года начал поставки газа в Китай по Трансазиатскому газопроводу мощностью 40 млрд. кубометров в год. В январе 2010 года введен в строй второй трубопровод в Иран – Довлетабад-Серахс-Хангеран, что позволяет нарастить газовый экспорт в соседнюю страну до 20 и более миллиардов кубометров газа.
Реализация проекта ТАПИ заметно укрепит позицию Туркменистана на перспективном и быстро растущем газовом рынке Азиатского региона. С учетом уже действующих газопроводов в Китай и Иран поставки туркменского газа по ТАПИ способны обеспечить в целом страны Азиатского региона поставками более чем 90 млрд. кубометров газа в год.
Олег ЛУКИН,
экономический обозреватель
Опубликовано в международном журнале «Туркменистан», №12/2010
© TURKMENISTAN.RU, 2024