Главная
RUS  ENG
Поиск:
 

18.05.10 10:55

Плеяда юбиляров

В преддверии одного из значимых государственных праздников Туркменистана – Дня возрождения, единства и поэзии, который ежегодно отмечается 18 мая, пристальные взоры по традиции обращаются не только к непревзойденному национальному поэту Махтумкули Фраги, но и к его многочисленным предшественникам и последователям – выдающимся деятелям туркменской литературы.

Как в самом Туркменистане, так и за рубежом в этом году широко отмечают 200-летний юбилей поэта-лирика Молланепеса. Вышли в свет праздничные издания его произведений на туркменском, азербайджанском, персидском, русском, турецком, узбекском языках. На родине поэта состоялась крупная конференция, благодаря которой международные круги расширили свое представление о классической туркменской поэзии.

Однако есть еще целый ряд имен выдающихся туркменских поэтов, которые только предстоит открыть для себя заграничному читателю. К примеру, только в этом году круглую дату празднуют также такие крупные авторы, как Андалиб (350 лет), Шабенде (290 лет), Шейдаи (280 лет), Кемине (240 лет), Зелили (210 лет). Стихотворения на русском языке некоторых из них не переиздавалось с 70-х годов прошлого века, творчество остальных вообще не издавалось.

У каждого из перечисленных авторов свое лицо, но при этом их творчество и жизненный путь носят немало черт, характерных для большинства туркменских поэтов. Самый старший в плеяде юбиляров – Нурмухаммед Андалиб (1660–1740), чей творческий псевдоним переводится как «соловей». К сожалению, в силу разных причин письменных источников о его жизни – как и большинства туркменских поэтов – практически не сохранилось.

Сегодня, в новую эпоху, ученые Туркменистана занимаются тщательным изучением рукописей, которые хранятся в культурных центрах других стран и могут дать новые сведения о выдающихся исторических деятелях и представителях искусства. Но самым подробным источником информации остается само творчество авторов, которые широко используют популярный прием, вводя самих себя в сюжет произведений в качестве второстепенных персонажей.

Наследие Андалиба является ценным источником для историков, языковедов, философов и экономистов, которые изучают культуру Туркменистана XVIII века. Важную информацию об истории туркмен хранят в себе историческая поэма «Огузнама», созданная на основе рассказов и преданий об огузской древности, и поэма «Несими», в которой описывается трагическая судьба одного из туркменских поэтов.

Кроме того, Андалиб является автором самого большого количества дестанов в истории туркменской литературы, в том числе одного из самых популярных в народе – «Лейли и Меджнун». Дестаны – литературные произведения, в которых прозаические отрывки перемежаются с поэтическими и которые исполнялись профессиональными певцами-музыкантами – бахши.

Разработкой этого жанра занимался и другой юбиляр нынешнего года – Абдулназар Шабенде (1720–1800), чей псевдоним означает «пленник правителя». Из-под его пера вышли дестаны «Гуль и Бильбиль», «Шабахрам», «Ходжамберди», а также стихи любовно-лирического характера. Как и практически все «коллеги по цеху», Шабенде получил блестящее образование в Хиве, где познакомился со всеми науками, в совершенстве овладел фарси и арабскими языками.

Туркменские поэты крайне остро чувствовали ответственность за умы и чувства своего народа, поэтому считали своим долгом постоянно учиться и развиваться, подавать достойный нравственный пример соотечественникам. Сказанное в равной степени относится еще к одному юбиляру – Шейдаи (ок. 1730–1800), чье точное имя неизвестно, а псевдоним означает «влюбленный в прекрасное». Часть его стихов носит дидактический, нравоучительный характер, а произведение «Прекрасные двадцать пять» является своеобразным реквиемом по утраченному древнему туркменскому алфавиту – элипбию.

Любовная лирика Шейдаи следует канонам восточной поэзии. Однако уже на рубеже XVIII–XIX веков, когда в полную силу расцвел гений Махтумкули Фраги, именно его творчество стало примером для подражания новым поколениям туркменских поэтов. И один из главных продолжателей заданного курса – Мямметвели Кемине (1770 – 1840), чей псевдоним переводится как «скромный». Кемине писал лирические и философские стихи: «У меня сто болезней и тысяча бед, / Тяжелей всех на свете забот – нищета. / Скорбь искала меня и напала на след. / Без конца караваном идет нищета».

Уникальной особенностью его творчества стало сочетание лирики с острой сатирой на богачей, ханов, лжецов. Поэтому в Туркменистане Кемине пользуется большой популярностью не только как поэт, но и как герой народных притч-анекдотов, подобный Ходже Насреддину или Алдару-Косе, с иронией встречающий неприятности и умеющий остроумно выйти из двусмысленных ситуаций.

Другой юбиляр – последователь поэтической школы Махтумкули – это его племянник и ученик Гурбандурды Зелили (ок. 1800 – 1852), имя которого означает «униженный, несчастный». В войне с хивинскими захватчиками поэт был пленен, и только спустя годы ему удалось вернуться на родину. Эта трагическая страница биографии наложила отпечаток на тематику и настроение его стихов: «В плену Зелили утешения нет, / Без друга ни в чем наслаждения нет, / Нет жизни былой, и забвения нет... / Тебя жаждет сердце, отчизна моя!».

Сегодня Туркменистан находится «только в начале пути, ведущего к осознанию исторической роли и величия туркменской литературы прошлых веков», пишет в своей статье «Свет, идущий из глубины веков» директор Национального института рукописей Академии наук страны Аннагурбан Аширов. Десятки авторов и книг только ждут своих встреч с читателями и научной общественностью. Традиционным поводом для таких встреч является уникальный государственный праздник Туркменистана – День возрождения, единства и поэзии Махтумкули, благодаря которому узнаваемость туркменских поэтов и популярность национальной литературы за рубежом растет из года в год.

© TURKMENISTAN.RU, 2017
Версия для печати