Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
01.10.09 22:54

Достойно отвечать на вызовы времени

Сегодня в Ашхабаде состоялась пресс-конференция Президента Туркменистана по итогам недавней поездки в Нью-Йорк, в рамках которой Гурбангулы Бердымухамедов принял участие в работе 64-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и провел серию двусторонних встреч и политических консультаций с лидерами ряда стран и представителями мировой бизнес-элиты.

В пресс-конференции, которая состоялась по многочисленным просьбам представителей СМИ, приняли участие корреспонденты аккредитованных в Туркменистане зарубежных информационных агентств и крупнейших международных изданий, а также отечественные журналисты – главные редакторы газет, журналов, руководители теле- и радиоканалов, студенты, обучающиеся по специальности журналистика в Институте международных отношений МИД Туркменистана и ТГУ им. Махтумкули.

* * *

– Уважаемые дамы и господа! Уважаемые работники прессы!

Я очень рад нашей встрече в этом зале с представителями туркменских и зарубежных средств массовой информации. Приятным поводом для нашей сегодняшней встречи стали итоги пребывания правительственной делегации Туркменистана в Соединенных Штатах Америки, в городе Нью-Йорке, где мы приняли участие в работе 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций я изложил взгляды нашей страны на важные вопросы внешней политики.

Позиция Туркменистана по этим вопросам была также предметом обсуждения в ходе многочисленных двусторонних переговоров с главами государств и руководителей авторитетных международных организаций.

Однако предельная насыщенность программы пребывания в Соединенных Штатах Америки различными событиями не дала нам возможности удовлетворить даже одну треть поступивших в секретариат туркменской делегации просьб о проведении встреч и переговоров от участников 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Конечно же, нас весьма радует интерес мирового сообщества, проявляемый к Туркменистану, к его подходам во внешней политике, к достижениям в экономике и социальной сфере.

Уважаемые представители средств массовой информации! Уважаемые журналисты!

Считаю, что с вашей помощью я смогу удовлетворить проявляемый к нашей стране огромный интерес.

А сейчас я готов отвечать на ваши вопросы, связанные с итогами участия правительственной делегации Туркменистана в работе 64-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

Пожалуйста, задавайте вопросы!

Вепа Назаров (информационная программа «Ватан» Туркменского телевидения):
- Позвольте, прежде всего, поздравить Вас с успехом туркменской миссии на очередной сессии Генассамблеи ООН. То внимание, с которым участники Ассамблеи встретили Ваше выступление, свидетельствует о неуклонном росте международного авторитета Туркменистана в глазах мирового сообщества. Сегодня страна выступает активным инициатором ряда новых политических методик в решении сложных вопросов регулирования международных отношений. Поделитесь, пожалуйста, своим видением развития процессов в международной политике и современной роли Туркменистана в мировом сообществе.

– Думаю, не открою Америки, если отмечу некоторую противоречивость сохраняющихся сегодня тенденций в развитии глобальной политической ситуации. На исходе первого десятилетия нынешнего века мир, в основном, все еще живет по политическим и экономическим канонам и стереотипам, установившимся после окончания Второй мировой войны и получившим развитие в период войны «холодной».

Тяжесть бремени устаревших политических понятий и мотивировок очевидна для многих. Ведь, если задуматься, то и доминирующую сегодня в лентах новостей тему мирового финансового кризиса тоже можно считать наглядной иллюстрацией необходимости преобразований в существующей системе глобального взаимодействия в меняющемся мире. Лидеры многих стран, международные организации сегодня настойчиво пытаются нащупать механизмы обретения стабильности в системе международных политических и экономических отношений. Эта тенденция достаточно ярко проявилась и на нынешней, 64-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Если рассматривать ситуацию в историческом аспекте, то можно отметить очевидные тенденции, свойственные именно для нашего времени. Окружающий нас мир стремительно меняется. Сегодня в рамках одного только десятилетия происходит такое количество изменений – политических, технологических, научных, социальных и других, на которые раньше уходили века. Сегодня необходимо не только успевать идти в ногу с происходящими изменениями и находить в себе силы преодолевать инерцию обветшалых политических стереотипов. Гораздо важнее обладать способностью безошибочного политического предвидения, уметь правильно прогнозировать пути развития мирового сообщества и своевременно реагировать на вызовы времени.

Туркменистан сравнительно недавно обрел самостоятельность в качестве независимого члена мирового сообщества. Но специфика современной глобальной ситуации складывается таким образом, что судьбы планеты зависят не только от воли традиционных политических тяжеловесов. Сегодня каждая страна может и должна находить точки приложения сил в общем процессе стремления к общечеловеческим ценностям, достижения гармоничных отношений между государствами и народами. Думаю, что Туркменистану сегодня удается соответствовать опережающим темпам развития мировой политической мысли.

Если говорить о первоочередной задаче мирового сообщества – стремлении к всеобщей безопасности, то Туркменистан в своих подходах к этой проблеме акцентирует усилия, прежде всего, на достижении стабильной ситуации в Центральноазиатском и Прикаспийском регионах.

Возьмем, к примеру, столь острую для мирового сообщества тему, как достижение гражданского мира и стабильности в соседнем для нас Афганистане. Ряд представителей международного сообщества явочным порядком предъявили миру военную модель разрешения внутриафганского конфликта. Этот затянувшийся путь пока так и не привел к обретению мира и согласия на многострадальной афганской земле.

Туркменистан, исходя из принципов добрососедства и взаимовыручки, предлагает сегодня собственную (демилитаризованную) модель решения ряда афганских проблем и противоречий. Мы помогали и будем помогать своему южному соседу в строительстве объектов социальной инфраструктуры, в поставках электроэнергии, в гуманитарной сфере, и надеемся, что наш вклад в изменение качества жизни афганского народа окажется гораздо более действенным в деле возрождения страны, чем любые силовые решения.

Вспомним еще одну региональную проблему – урегулирование вопросов доступа к водным ресурсам. Для Центральноазиатских государств это чрезвычайно острый вопрос.

Сегодня Таджикистан, на территории которого берут начало главные питьевые источники постсоветских стран Центральной Азии, испытывает острую нехватку электроэнергии и видит решение этой проблемы в строительстве новых гидроэлектростанций, что может иметь отрицательные последствия для общих объемов водосброса. Туркменистан призвал страны региона – Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан к коллективному решению этой проблемы – совместному субсидированию решения таджикской энергетической проблемы в обмен на сохранение объемов нынешнего водосброса в неизменном виде. Мы привлекли к мониторингу ситуации специалистов размещенного в Ашхабаде Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии и рассчитываем, что дальнейшее применение уже имеющихся методик и правовых механизмов ООН (в том числе арбитражных органов) позволит вывести ситуацию на уровень принятия приемлемых для всех сторон решений.

Я привел сейчас только два примера, которые могут показаться частными в повседневной практике развития глобальных политических процессов. Но, на мой взгляд, это и есть та конкретность вклада одной страны в общемировые процессы гармонизации отношений.

Чаще всего споры и разногласия в этих процессах диктуются субъективностью подходов к их разрешению. Достижение критерия объективности возможно только через привлечение к решению сложных проблем авторитетных международных организаций, и в первую очередь, соответствующих подразделений Организации Объединенных Наций.

В большинстве случаев именно этот путь ведет к достижению приемлемого результата.

Михаил Переплеснин (журнал «Туркменистан» – Россия):
– Уважаемый Президент, насколько, на Ваш взгляд, сегодняшние возможности самой Организации Объединенных Наций отвечают требованиям меняющегося мира? Ведь не случайно же участились споры о снижении эффективности работы ООН, о необходимости реформ внутри самой Организации?

– Действительно, такие споры ведутся давно. Хватает как умеренных, так и радикальных предложений. Для нас же бесспорно то обстоятельство, что, несмотря на происходящие в мире изменения, нравственной и правовой опорой международного порядка должны оставаться именно великие гуманистические идеалы ООН. Только на их основе можно рассматривать вопросы изменения работы Организации. Мы – за реформирование ООН в сторону ее дальнейшего укрепления, повышения эффективности ее работы, расширения роли и функций Сообщества Наций как гаранта международного мира и стабильности.

С первых лет своего независимого существования Туркменистан, проводя свой внешнеполитический курс, стремился заручиться поддержкой международной общественности, используя весь политический инструментарий, находящийся в распоряжении структур ООН. Так было и с процедурой международного признания нейтрального статуса нашей страны. Так было и при создании в Ашхабаде под эгидой ООН упомянутого ранее Регионального центра по превентивной дипломатии в Центральной Азии. Уже сами по себе эти два примера могут служить достаточно яркой иллюстрацией потенциала развития возможностей Организации.

Региональный центр – первая, экспериментальная структура ООН подобного предназначения, когда эксперты Организации работают не за толстыми оконными стеклами головного офиса, а в непосредственной близости от разворачивающихся событий, имеют возможность вплотную изучить и оперативно отреагировать на ситуацию. Это ли не новая методика эффективных действий головного института мирового сообщества?

Второй пример. Почти четырнадцать лет назад коллективное и единогласное признание членами ООН Туркменистана в качестве государства с постоянным статусом нейтралитета стало беспрецедентным шагом в мировой практике. Накопленный нашей страной за прошедшие годы опыт ведения эффективного международного диалога с позиций статуса постоянного нейтралитета свидетельствует о чрезвычайной продуктивности внедрения такого рода модели в мировую практику. Напрашивается очевидный вывод: чем больше стран в дальнейшем по примеру Туркменистана выскажут готовность принять на себя статус постоянного нейтралитета, тем спокойнее и безопаснее мы будем ощущать себя в этом мире.

Туркменистан готов поделиться с любым из членов мирового сообщества накопленным богатым политическим опытом с тем, чтобы примененная один раз методика ООН получила максимально возможное распространение на планете.

Думаю, что те, кто сейчас берет на себя смелость утверждать о снижении эффективности деятельности ООН, преследует сиюминутные корыстные политические цели, не видя широких возможностей творческого подхода к оживлению работы структур Организации.

Сегодня Туркменистан активно стремится к окончательному решению проблемы безопасности транспортировки энергоносителей. Думаю, что эффективность такого рода международных усилий была бы значительно ниже, если бы не сопровождалась организационной поддержкой ООН и не обеспечивалась ее высоким международным авторитетом.

Бахар Мухыева (телеканал «Туркменистан»):
– Надо ли понимать так, что Туркменистан выделяет идею безопасности транзита энергоносителей в качестве внешнеполитического приоритета в первую очередь потому, что развитие экономики страны во многом зависит от стабильности экспорта природного газа?

– Я бы предложил взглянуть на ситуацию в более широком аспекте. Да, Туркменистан – один из крупнейших в мире экспортеров углеводородного сырья, и эта его позиция со временем не ослабнет, поскольку мы обладаем подтвержденными запасами углеводородного сырья, которого хватит на десятки лет активного экспорта. Но разве меньше нас заинтересованы в стабильности поставок газа его крупнейшие потребители – Китай, Россия, страны Западной Европы?

Ведь не случайно, когда лихорадит сырьевые рынки и происходят резкие колебания в ценах на нефть, это, в конечном счете, отражается на мировой экономике. К слову сказать, газовый рынок в скором времени будет иметь для планеты не меньшее значение, чем продажа нефти.

Безопасность транзита энергоносителей – это не сфера корыстных интересов отдельно взятой страны, а общемировая проблема. Более того, это еще и неотъемлемая часть всеобщей системы глобальной безопасности. Ведь невозможно же рассматривать, скажем, военную безопасность в отрыве от политических, экономических, техногенных, экологических и других аспектов проблемы. В то же время сложившаяся на сегодняшний день система международных экспортно-импортных потоков энергоносителей пока еще остается довольно уязвимым звеном мировой экономики: нет общепринятой системы правовой ответственности за нарушение договоренностей о гарантиях беспрепятственного транзита энергоносителей. Соответственно мы не только вправе, но и обязаны рассматривать уязвимость этого звена как угрозу всеобщей мировой безопасности.

Надо сказать, что мы встречаем реальное понимание нашей позиции в этом вопросе со стороны большей части представителей мирового сообщества. Так было и прежде, в период международных консультаций на различном уровне, так было и сейчас, в Нью-Йорке – как на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, так и в ходе двусторонних контактов с руководителями ряда стран. Сегодня мы, настаивая на ускорении принятия всеми заинтересованными странами окончательного решения, подтверждаем свою готовность участвовать в разработке и подготовке будущего глобального международно-правового документа по безопасному транзиту энергоносителей.

Ораздурды Ходжаназаров (телеканал «Алтын асыр: Туркменистан»):
– В своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН Вы, уважаемый Президент, сказали, что «убеждены: чем меньше оружия будет в мире, тем стабильнее и спокойнее будет его развитие, тем больше будет доверия и понимания между странами и народами». И мы верим, что эта Ваша мысль нашла широкий отклик в сердцах всех народов мира. Также Вы предложили кандидатуру Туркменистана в качестве места проведения международной конференции, посвященной проблемам разоружения в регионе Центральной Азии и Каспийского бассейна. Насколько остра эта проблема для региона?

- Для любого человека, даже бегло знакомого с современной геополитикой, очевиден тот факт, что наш регион реально перенасыщен вооружениями всех видов и компонентами их производства. Обилие военных баз различных стран на Кавказе и в Центральной Азии не сделало жизнь народов региона безмятежнее.

Туркменистан настаивает на том, что назрела очевидная необходимость обсудить на представительном международном форуме меры и инструментарии региональной безопасности.

Предлагая Ашхабад в качестве места проведения такого рода конференции, мы хотим подчеркнуть готовность нашей страны всемерно содействовать процессам разоружения в регионе. Три года назад был сделан очень важный шаг в этом направлении, когда все государства Центральной Азии подписали в Семипалатинске Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия. Процесс требует своего планомерного продолжения. Чем меньше в регионе и в мире будет оставаться оружия любого вида, тем стабильнее пойдут процессы экономического развития и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Хусейн Эр (Телерадиокомпания «ТРТ» – Турция):
– Не звучит ли сказанное некоторым диссонансом с Вашим недавним распоряжением об усилении технической базы туркменского военно-морского флота на Каспии?

– Сам по себе термин «туркменский военно-морской флот», увы, не совсем корректен. Как вы, наверное, помните, при разделе военно-технической базы бывшего СССР, все боевые корабли Каспийской флотилии разошлись по портам их прежней приписки – в Баку и Астрахань. На долю Туркменистана пришлась тогда всего лишь пара-тройка пограничных катеров. Таким образом, упоминание о «туркменском военно-морском флоте» было долгое время не применимо по причине отсутствия флота как такового.

Что же касается нынешнего процесса технического перевооружения, то противоречия или сенсации тут нет. В масштабах уровня военной оснащенности флотов всех остальных Прикаспийских стран наш шаг выглядит минимально возможной мерой. Нам, как и любому государству, имеющему выход к морю, необходимы корабли для патрулирования своих морских границ, для поддержания необходимого уровня безопасности и предупреждения терроризма, для борьбы с организованной браконьерской преступностью, предотвращения попыток организации наркотрафика. И не более того. Ни о каком масштабном наращивании военно-морских сил речи не идет и идти не может.

Как вы знаете, пять стран, имеющих выход в акваторию Каспийского моря, находятся в постоянном переговорном процессе, затрагивающем и проблемы делимитации морских границ, и тему сохранения биоресурсов Каспия, и процесс создания на море зоны разоружения. Процесс этот нельзя назвать простым, тем не менее, он находится в постоянном развитии. Думаю, мы все стоим на правильном пути и сможем сделать так, чтобы Каспий стал морем мира и согласия.

Александр Вершинин (Агентство «Ассошиэйтед–пресс» - США):
- Если продолжать разговор о бассейне Каспийского моря, то как Вы оцениваете сохранение противоречий между Туркменистаном и Азербайджаном в части распространения зон юрисдикции в акватории?

– Да, действительно такие противоречия сохраняются на протяжении довольно продолжительного периода времени. Считается, что основные разногласия возникают вокруг претензий сторон на спорные нефтяные месторождения центральной части морского шельфа, где Азербайджан уже ведет активную добычу углеводородного сырья.

Напомню, что на всем протяжении переговорного процесса Туркменистан отстаивал ту основополагающую позицию, что пока не определены правовые нормы фиксации зон юрисдикции, проведение любых разработок на спорной территории является незаконным.

И сегодня для Туркменистана гораздо важнее решить правовую проблему в целом, чем спорить о принадлежности отдельных географических участков. До тех пор, пока мы не придем к взаимоприемлемому решению по поводу определения серединной линии моря в четких географических координатах, попросту невозможно продолжение процесса политического и экономического развития региона в целом, решение актуальнейших вопросов сбережения биологических ресурсов Каспия, судоходства, зон правовой ответственности прибрежных стран.

Исходя из выбранного приоритета комплексного решения проблемы, мы недавно предложили третейский вариант разрешения противоречий. Мною дано поручение соответствующим ведомствам подготовить все необходимые документы для передачи их в ведение международного арбитража.

Причем мы заранее заявили о своей готовности принять любое его решение. Таким образом, Туркменистан недвусмысленно обозначил свою добрую волю к ликвидации любого непонимания между приграничными странами, к созданию на Каспии зоны бесконфликтного развития международного политического и экономического сотрудничества.

Ну а что касается реальных шагов нашей страны, направленных на создание в зоне Каспийского бассейна максимально благоприятных условий для взаимовыгодного партнерства, то не могу не привести в качестве наглядного примера начавшуюся работу по обустройству международной туристической зоны «Аваза» на восточном побережье поблизости от города Туркменбаши. Этот грандиозный проект создания курорта с разветвленной инфраструктурой для занятий спортом, полноценного отдыха и разнообразных развлечений уже сегодня привлек внимание десятков компаний из разных стран мира, по достоинству оценивших привлекательность вложения своих капиталов.

За два года с момента первой презентации идеи курорта «Аваза» на побережье выросло шесть отелей, в которых успели провести полноценный курортный сезон тысячи постояльцев. И это только начало. Через несколько лет, когда число отелей и здравниц значительно вырастет, мы сможем принимать в «Авазе» сотни тысяч гостей.

В недалеком будущем «Аваза» нам видится не просто полноценной зоной отдыха для жителей Туркменистана, но и своеобразным центром полезного и приятного общения народов всех прикаспийских государств, а также международной базой развития многопрофильной туристической и транспортной инфраструктуры. По сути дела, модель «Авазы» подошла бы к будущему образу всей Каспийской акватории как зоны мирных и взаимообогащающих контактов между туристами и бизнесменами всех прибрежных государств.

Владимир Губанов (газета «Нейтральный Туркменистан»):
– В кулуарах Генассамблеи ООН удалось выведать любопытный факт: секретариату туркменской делегации не хватило заготовленных пяти сотен копий текста Вашего выступления для раздачи всем желающим, так что пришлось срочно тиражировать еще триста экземпляров… В чем, на Ваш взгляд, причина повышенного внимания к нашей стране?

– Я, признаться, и сам был приятно удивлен тем обилием знаков неподдельного внимания, какое буквально обрушилось на туркменскую делегацию. К нам поступило множество предложений о двусторонних встречах со стороны глав государств, авторитетных международных организаций, руководителей крупнейших мировых компаний. Чрезвычайная насыщенность рабочей программы пребывания в Нью-Йорке не позволила удовлетворить и десятой доли всех заявок, успел встретиться и пообщаться только с теми, кто договорился о переговорах заранее.

В то же время воспринял это обстоятельство с чувством гордости за свою Родину, которая неустанно демонстрирует открытость для продуктивного международного сотрудничества и встречает все большее понимание своих позитивных устремлений со стороны мирового сообщества. Руководители стран и лидеры международных организаций видят в Туркменистане стабильного политического партнера, а бизнесмены стремятся на туркменский рынок, зная об интенсивности нашего экономического развития, надежности внутренней правовой базы и безупречной репутации нашей платежеспособности. Встречи, которые пока пришлось отложить в Нью-Йорке, непременно состоятся в ближайшее время в наиболее благоприятной для этого обстановке. Мы не пренебрегаем ни одним контактом, обещающим перспективное партнерство.

Игорь Сасин (Агентство «Франс-Пресс» - Франция):
– Во время Ваших встреч и переговоров с представителями мировой политической и деловой элиты в США многие обозреватели отмечали прагматизм внешнеполитического курса Туркменистана. Считается, что большинство из принимаемых Вами, уважаемый господин Президент, политических решений, имеют целенаправленный и выверенный экономический подтекст. Насколько справедливы эти предположения?

– Безусловно, справедливы. А иначе и быть не может. Есть одобренная народом генеральная линия на экономическое, социальное и духовное возрождение страны, на реализацию нашей главной путеводной задачи, сформулированной как «Государство – для человека!». Все остальное – лишь средства достижения этой цели. Соответственно, все внешнеполитические устремления государства, в конечном счете, если не напрямую, то косвенно подчинены нашей главной цели.

Ее невозможно достигнуть, если Туркменистан не будет позиционировать себя как ответственный член мирового сообщества, готовый соответствовать общепризнанным нормам и ценностям. Завоеванный в последние годы авторитет Туркменистана как надежного и предсказуемого партнера в вопросах глобального сотрудничества, страны, выполняющей все принятые на себя международные обязательства, вызывает интерес и доверие со стороны зарубежных партнеров – как реальных, так и потенциальных.

Те, кто внимательно следит за новостями в международных средствах массовой информации, хорошо осведомлены о грандиозных преобразованиях, происходящих сегодня в Туркменистане. Этот процесс невозможно себе представить без надежных экономических партнерских связей с лучшими мировыми производителями товаров и технологий. Сегодня, зная о стабильности положения дел в национальной экономике, о привлекательности нашего инвестиционного климата, на туркменский рынок стремятся попасть самые авторитетные компании из многих стран мира.

Мы с готовностью откликаемся на многие предложения, тщательно выбирая все лучшее, что есть сегодня в мировом производственном и технологическом опыте. При этом нам чужда политическая конъюнктура в вопросах международного делового сотрудничества: мы не заключаем невыгодных для страны экономических соглашений взамен на некие политические дивиденды. И тут я готов принять терминологию о «предельном прагматизме внешнеполитических устремлений».

Метин Кошгер (Агентство «Ихлас Хабарлар» – Турция):
- Практика последних лет показала, что Туркменистан проявляет повышенный интерес не только к сотрудничеству в торгово-экономической сфере. Как объяснить интерес вашей страны к таким «некоммерческим» направлениям, как наука, культура, образование, спорт?

– Развитие культуры, совершенствование системы науки и образования находятся в ряду приоритетных направлений национального развития. Реформа образования, проводимая в нашей стране, предусматривает ее участие в широком международном взаимодействии, научном, образовательном и культурном обменах. Важное место в этой работе Туркменистан отводит сотрудничеству с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Мы высоко ценим содействие ЮНЕСКО в сохранении и популяризации богатейшего культурно-исторического наследия Туркменистана и уникальных природных объектов нашей страны. В настоящее время в Список всемирного наследия ЮНЕСКО включены три культурно-исторических памятника, расположенных на территории Туркменистана: Древний Мерв, Куняургенч и Ниса. Нами были представлены предложения по включению в этот список еще одного культурно-исторического объекта «Городища Миссириан-Дехистан», шести уникальных природных объектов – Государственных заповедников Бадхыз, Сюнт-Хасардаг, Репетек, Амударья, Хазар, а также уникальных природных памятников – плато динозавров и ониксовые пещеры в горном массиве Койтентаг.

Туркменистан намерен и впредь развивать и расширять взаимодействие с ЮНЕСКО, в том числе по линии Национальной комиссии.

В этом контексте Туркменистан заинтересованно рассматривает возможность присоединения к ряду соответствующих Конвенций ООН по линии ЮНЕСКО.

Помимо этого, практически со всеми своими зарубежными партнерами Туркменистан активнейшим образом развивает и поддерживает масштабные программы сотрудничества в гуманитарной сфере, охватывающей широкий круг вопросов образования, культуры, науки, спорта.

Простое перечисление всех пунктов и направлений этой работы заняло бы не один час времени. Из наиболее ярких последних событий этого ряда назову ралли-рейд «Шелковый путь – 2009» – увлекательную гонку по бездорожью серии «Дакар» по маршруту Казань–Ашхабад, инициированную Туркменистаном и поддержанную руководителями России и Казахстана.

Эти соревнования, которые в дальнейшем станут регулярными, явились ярчайшим событием не только в спортивных календарях трех стран-организаторов, но и в целом в мировом автоспорте. Успешный финиш состязаний воспринимался не только как победа спортсменов, но и как победа, объединяющая народы силой идей глобального гуманитарного сотрудничества.

Мердан Газакбаев (газета «Галкыныш»):
– О любопытном факте известили новостные ленты из американского города Трентона – столицы штата Нью-Джерси: 24 сентября там было торжественно объявлено Днем Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Мы, искренне поздравляя Вас с этим радостным событием, хотели бы узнать о Ваших впечатлениях об этом прецеденте?

– Я воспринял это известие как факт признания значительно возросшего в последние годы международного авторитета Туркменистана, как наглядное свидетельство того, что внешняя политика нашей страны находит все большее понимание и одобрение во всем мире.

Какагельды Чарыярдурдыев (пресс-секретарь Президента Туркменистана):
– Уважаемый Президент, искренне поздравляю Вас с историческим и глубоко содержательным выступлением на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Оно вызвало широкий резонанс в международном сообществе, в мировых средствах массовой информации, что свидетельствует о возрастающем интересе к Туркменистану. Подтверждением тому стала и наша нынешняя пресс-конференция. Благодарим Вас за уделенное время и встречу, желаем здоровья, долгих лет жизни, дальнейших успехов в работе.

- Спасибо! Какие есть еще вопросы?

Если больше вопросов нет, я выражаю всем вам благодарность за участие в сегодняшней встрече и за интересные вопросы, заданные мне.

Желаю всем крепкого здоровья и успешной работы на радость многочисленным читателям, телезрителям и радиослушателям.

Верю, что подобные встречи полезны для всех нас, а в будущем, при необходимости обсуждения важных вопросов, будем регулярно встречаться. Благодарю за внимание. До свидания!

© TURKMENISTAN.RU, 2018
Версия для печати