Главная
RUS  ENG
Поиск:
 

23.09.09 11:11

Экипаж машины грузовой

Туркменская команда достойно выступила на первом международном ралли-рейде «Шелковый путь-2009», отметил на очередном заседании правительства президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Члены экипажа «Камаза», выступавшего под номером 210 и дошедшего до финиша вместе с сильнейшими, известными в мире гонщиками, услышали благодарность главы государства в эфире национального телевидения во время одной из своих неформальных, дружеских встреч.

Штурман Рафаэль Гайнуллин и механик Сергей Ермолин встретились с пилотом Курбанберды Данатаровым в его доме, чтобы вместе вспомнить самые яркие эпизоды с трассы ралли, посмотреть видеосъемки, сделанные ведущими телеканалами мира во время автомобильного марафона, обсудить планы на будущее и просто побеседовать о жизни. Проехав в одной кабине 4500 километров, ребята за короткий срок стали добрыми друзьями.

Еще десяток дней назад экипаж туркменского «Камаза» чествовали ашхабадцы от мала до велика, включая тех, кто не является активными спортивными болельщиками. На площади у Дворца мукамов, где проходило награждение участников ралли «Шелковый путь», наибольшие овации сорвал именно 210-й «Камаз», выкрашенный в цвета национального флага Туркменистана. Сегодня главные герои того памятного дня вернулись на свои обычные рабочие места, откуда их ненадолго отпустили покорять трассу Казань - Ашхабад с сохранением заработной платы...

Разумеется, работа каждого из членов экипажа неразрывно связана с грузовиками. Даже площадка возле дома пилота Курбанберды Данатарова больше напоминает автомобильную мастерскую, нежели обычный уютный дворик поселка Бекрова. На одной из стоящих здесь машин «MAN» Курбан работает дальнобойщиком, еще одну он сейчас мастерит своими руками. Пока гоночный туркменский «Камаз» находится в Набережных Челнах на профилактических работах, механик и штурман помогают пилоту в сборке, получая заодно необходимую практику.

Единственный туркменский грузовой экипаж, прошедший всю трассу ралли от начала до конца, - команда настоящих профессионалов. По сути, они могут заменять друг друга в «боевых» условиях: каждый является опытным пилотом, грамотным штурманом и, конечно, экспертом по ремонту грузовиков. Курбан и Сергей были знакомы задолго до того, как во всеуслышание было объявлено о старте проекта «Шелковый путь-2009». С 2003 года они занимались в Спортивно-техническом клубе Ашхабада под руководством Маркса Оразмедова. Данатаров - многократный чемпион и призер Туркменистана по картингу, Ермолин - призер чемпионата Туркменистана по мотокроссу.

Штурман Рафаэль Гайнуллин - по-туркменски его все зовут Ровшаном - попал в команду буквально «с улицы». Услышав о наборе участников гонки, этот молодой энергичный спортсмен, отлично знающий автомобильное дело, написал заявку и прошел все стадии жесткого отбора. Решающим фактором стало знание им французского языка, столь необходимое каждому, кто участвует в ралли серии «Дакар», и, конечно, знание «Камаза», на котором он работает без выходных в компании «Буиг-Туркмен».

Перед выходом на «Шелковый путь» экипаж уже получил совместное «боевое крещение» на ралли «Хазарские степи» в Астраханской области и прошел подготовку в школе «Камаз-Спорт» в Татарстане. «Руководитель школы, директор ралли Казань - Ашхабад, многократный призер «Дакара» Семен Якубов тогда сказал, что тогда мы поставили лишь одну ногу на подножку «Камаза», - рассказывает Курбан. - После прохождения «дакаровской» гонки, думаю, мы уже можем считать себя полноправными пассажирами кабины этой боевой машины. Настолько серьезный мы получили за эти девять дней опыт».

Самые яркие впечатления у гонщиков оставили сложные по навигации участки, когда десятки машин блуждали по казахской степи в поисках нужной дороги, крутые спуски под углом почти 90 градусов, опасные обрывы и другие препятствия, встретившиеся на пути и благополучно пройденные. Кстати, и сам 210-й «Камаз» подарил немало острых ощущений зрителям, наблюдавшим за ралли по телевизору. На одном из этапов, пересекая проселочную дорогу, грузовик... взлетел, преодолев в полете почти десяток метров. Приземлившись затем на все колеса, машина, как ни в чем ни бывало, продолжила свой путь.

«В школе «Камаз-Спорт» нас учили, как максимально быстро в условиях гонки поменять машине колесо, а ведь его и втроем невозможно поднять... Тогда мы со второго раза сдали этот зачет меньше, чем за 11 минут, что сильно удивило всех «камазовцев», - вспоминает Сергей. - А вот на «Шелковом пути» нам это умение даже не пригодилось: машина дошла до самого финиша в том же состоянии, в каком стартовала из Казани. На бивуаках с нее оставалось всего лишь смыть пыль».

Экипаж ехал аккуратно, понимая, что, не имея большого опыта, рисковать опасно. Другим сдерживающим фактором стал командный дух, который заставлял то и дело останавливаться, дожидаться на трассе товарищей, помогать им чинить машину, показывать путь заблудившимся, получая за это пенальти... Тем не менее, на четырех этапах из девяти 210-й вошел в десятку лучших, а если исключить из общего списка заводские и профессиональные команды, соперничать с которыми другие гонщики не могут по техническим причинам, то экипаж Данатарова в своем условном зачете занял четвертое место. На своеобразном «прологе» ралли в городе Туркменбаши, который не входил в спортивный зачет, туркменский «Камаз» попал в Топ-5 лучших грузовиков.

«В этот день нас бесконечно вдохновила встреча с президентами Туркменистана, России и Казахстана, для нас их личное приветствие стало огромной честью, - говорит штурман Рафаэль. - Подходя к нашей машине, Дмитрий Медведев поинтересовался, чьи гонщики перед ним. Наш президент Гурбангулы Бердымухамедов с гордостью ответил: «Это мои». Мы испытали непередаваемую радость, что представляем свою Родину на первом международном ралли «Шелковый путь-2009».

«Астрахань брали, Казань брали, Буэнос-Айрес пока не брали», - шутят ребята. По их словам, если Национальный центр автомобильного спорта, членами которого все они являются, отправит экипаж выступать за Туркменистан на легендарном ралли «Дакар» по Аргентине и Чили, спортсмены вновь сделают все возможное, чтобы выжать из своего боевого «Камаза» максимум. Когда машина вернется с профилактики, Курбан, Рафаэль и Сергей постаивать ей не дадут, продолжив тренировки по сохранившимся с «Шелкового пути» роуд-букам по родной туркменской земле.

Мария КОЛОДИНА, Ашхабад
Фото Александра ТУМАНОВА

Дневники ралли-рейда «Шелковый путь-2009»
День 1, Казань. В добрый путь!
День 2, Казань - Бугуруслан. Первый рейд
День 3, Бугуруслан - Уральск. Осталось четверо
День 4, Уральск - Бейнеу. Пыль дорог
День 5, Бейнеу - Жанаозень. Север -- Юг
День 6, Жанаозень - Туркменбаши. Гости на колесах
День 7, Туркменбаши - Балканабад. Дождь в пустыне
День 8, Балканабад - Туркменбаши. Пески не отступили
День 9, Туркменбаши - Ашхабад. Конец первой серии

© TURKMENISTAN.RU, 2017
Версия для печати