Главная
RUS  ENG
Поиск:
 

18.02.09 10:06

К родным берегам

Родной город он покинул в далеком 82-м году. Прожитое с тех пор время измеряется не столько годами, сколько объемами выполненной работы. Он исколесил чуть не полмира, провел в космическом полете шесть с половиной месяцев, дважды выходил в открытый космос. И вот теперь, по приглашению Президента Туркменистана летчик-космонавт Олег Кононенко вместе с женой Татьяной, сыном Андреем и дочерью Алисой вернулся к родным берегам, на землю, что его вырастила и дала путевку в жизнь.

Мечты сбываются. Но для того, чтобы это непременно произошло нужно приложить максимум усилий. Удается такое далеко не каждому. А вот Олегу Кононенко удалось. Желание стать космонавтом появилось у него едва ли не в первом классе. Точные науки не были его единственным увлечением. Он успешно играл в волейбол, посещал детскую художественную школу, но при этом никогда не забывал о своей главной цели. Ближе к завершению учебы в школе парня постигло жестокое разочарование: чуть заметно ухудшилось зрение, но этого хватало, чтобы медкомиссия перечеркнула его мечты о поступлении в летное училище.

Педагоги подсказали: в космос летают не только летчики, но и инженеры. Олег сосредоточился на подготовке к поступлению в те вузы, где можно было получить «космическую» специальность. Итоговый выбор пал на Харьковский авиационный институт. Учеба по специальности «двигатели летательных аппаратов», активное участие в студенческих научных конференциях дали желаемый результат: способного студента заметил соратник легендарного Сергея Королева, крупный ученый в области ракетно-космической техники, генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) Дмитрий Ильич Козлов. Он пригласил Олега после окончания вуза на работу в куйбышевское ЦСКБ (ныне «ЦСКБ-Прогресс», г.Самара). Здесь он занимался общесистемными проектно-расчетными работами и разработкой рабочей документации по системе электропитания космических аппаратов.

– Я очень хорошо помню, как к нам пришел работать Олег Кононенко, – рассказывает Александр Солдатенков, в прошлом заместитель генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс», Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. – Благодаря отличным знаниям и великолепной работоспособности его профессиональный рост был очень быстрым. Путь от рядового инженера до ведущего инженера-конструктора Олег прошел всего за шесть лет. При этом он всегда отличался целеустремленностью и горячим желанием стать космонавтом. По несколько раз в неделю ходил на прием к генеральному конструктору, убеждал его. В конце концов генеральный конструктор Дмитрий Козлов проникся уважением к его настойчивости и рекомендовал Олега в отряд космонавтов. Технически и физически Олег Кононенко к полетам был подготовлен блестяще. Знал на зубок любой корабль, на котором проходил обучение. Пока он летал, я следил за его работой на орбите: он там ремонтировал практически все. Не зря от него были в таком восторге американцы. Молодец! Кстати сказать, самарцы считают Олега своим земляком, искренне радуются его успехам и ждут его приезда в гости.

Здесь необходимо сделать маленькое отступление. Вообще-то бортинженеров для космических полетов готовит отряд космонавтов подмосковной Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королева. Олег – единственный инженер, попавший в отряд «со стороны» – из самарского ЦСКБ. Это обстоятельство стоило ему бесчисленных дополнительных трудностей и преград. Но и тут ему удалось настоять на своем. Правда, до реального полета в космос ему еще предстояло пройти долгий путь надежд и разочарований.

Даже скупая, протокольная хроника последовавших событий способна охарактеризовать все сложности дороги на подступах к космическому пространству.

5 декабря 2001 года решением Межведомственной комиссии по отбору космонавтов Кононенко был назначен бортинженером в дублирующий экипаж третьей российской экспедиции посещения МКС. С 17 декабря 2001 по апрель 2002 года проходил подготовку в составе экипажа, вместе с Геннадием Падалкой. Во время старта «Союз ТМ-34» 25 апреля 2002 года был дублером бортинженера корабля.

В марте 2002 года был назначен бортинженером в основной экипаж 9-й основной экспедиции на МКС, вместе с Геннадием Падалкой и Майклом Финком. В мае 2002 года приступил к подготовке к намеченному на осень 2003 года полету, но после катастрофы шаттла «Колумбия» программа полетов была пересмотрена, а экипаж сокращен до двух человек. При этом Кононенко, как специалист без опыта космических полетов, был выведен из экипажа.

В конце июля 2005 года Олег был включен в состав смешанной группы космонавтов, получившей обозначение «МКС-15/16/17», из состава которой планировалось сформировать экипажи 15-й, 16-й и 17-й экспедиций на МКС.

В мае 2006 года Кононенко был назначен бортинженером в основной экипаж МКС-17, вместе с Сергеем Волковым. В августе 2006 года совместным решением Роскосмоса и американского космического агентства NASA был в предварительном порядке назначен бортинженером МКС-17 и корабля «Союз-ТМА-12», старт которого был запланирован на апрель 2008 года.

Долгожданный старт космического корабля «Союз ТМА-12» состоялся 8 апреля 2008 года. Начался отсчет времени работы 17-й основной экспедиции МКС в составе Сергея Волкова и Олега Кононенко. Экспедиция продолжалась в общей сложности 198 суток, 16 часов, 20 минут и 11 секунд, из которых 12 часов и 13 минут заняли два выхода в открытый космос.

24 октября корабль «Союз ТМА-12» отстыковался от МКС. Спускаемый аппарат корабля совершил мягкую посадку на территории Казахстана. Высокопрофессиональный труд экипажа был по достоинству оценен организаторами полета. Сергей Волков и Олег Кононенко первыми среди иностранцев были удостоены высшей награды американского космического агентства NASA «За исключительные заслуги». Указом президента Дмитрия Медведева оба космонавта получили звание «Герой России» и «Летчик-космонавт Российской Федерации».

В период долгого космического полета Олегу несколько раз удалось поговорить по телефону с мамой, так переживавшей за него в далеком Туркменабаде. Обещание непременно приехать к ней удалось сдержать только теперь, после окончания реабилитационного периода и завершения послеполетных отчетов.

Не меньше мамы переживали за Олега его жена – Татьяна и дети-близнецы – сын Андрей и дочь Алиса. С женой – тоже авиаинженером по образованию – Олег познакомился еще во время учебы в вузе, и его путь к покорению космической вершины, наверное, не завершился бы столь блестящим итогом, если бы не ее поддержка и вера в его силы.

Теперь на Родину Олега приехала вся семья. Татьяна, Андрей и Алиса никогда прежде не были в Туркменистане и с интересом ждут новых встреч и впечатлений. В качестве самых бесценных сувениров, побывавших с ним на орбите в течение всего продолжительного космического полета, Олег привез на Родину фотопортрет и Штандарт Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, небольшой туркменский коврик и национальный флаг Туркменистана.

Полет в космос был главной мечтой Олега Кононенко на протяжении всей жизни. После возвращения на Землю, главной мечтой стало посещение родных берегов. Теперь и эта мечта осуществилась. Мечты сбываются, если очень сильно захотеть.

Михаил ПЕРЕПЛЕСНИН

© TURKMENISTAN.RU, 2017
Версия для печати