Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
17.10.08 15:03

Гурбангулы Бердымухамедов: «Закон должен служить человеку»

– Позвольте приветствовать Вас, господин президент, и поздравить с важным событием в жизни страны – принятием новой Конституции Туркменистана.

– Это действительно знаменательная дата в жизни государства. Буквально несколько часов назад в ходе внеочередного заседания Халк Маслахаты (Народного Совета) проект новой редакции Конституции был единогласно одобрен и принят в качестве Основного закона.

– Почему именно сейчас потребовалось менять Основной закон? Разве так плоха была прежняя Конституция? Ведь многие международные экспертные оценки признавали ее соответствие образцам правовых демократических документов...

– А кто говорит о «негодности» прежнего Основного закона? Предыдущая Конституция верой и правдой служила стране шестнадцать лет и не давала повода подвергать сомнению свои основные положения. Однако наше сегодняшнее общество, образно говоря, можно сравнить с бурно развивающимся молодым организмом, которому становится тесно и неуютно в старой одежде и обуви. За нынешним интенсивным ускорением развития экономики страны и социально-общественной жизни уже не поспевали параграфы и правила прежнего политического устройства. А очевидные грядущие перемены требовали и новых правовых инструментов.

– Позвольте уточнить, о каких коренных преобразованиях в жизни общества Вы говорите, имея в виду созревшую необходимость законодательных изменений?

– Приведу простой, но очень наглядный пример. Буквально пару недель назад мы отпраздновали рождение заново отстроенного районного центра Эсенгулы. Когда-то это был один из самых отсталых районов страны. В поселке на юго-восточном побережье Каспия люди кормились в основном рыбным промыслом. Социальная инфраструктура здесь предельно обветшала, не было рабочих мест, даже питьевую воду добывали, собирая в домашние колодцы дождевую воду с крыш домов. Да и какие это были дома? Хижины на сваях!

Чуть больше чем за год поселок изменил свой облик, превратившись в современный районный центр. Появились новая больница, школа, торговый центр, узел связи, мощный опреснитель морской воды, практически полностью обновлен жилой фонд, рыбаки получили флотилию современных скоростных судов...

В соответствии с общенациональной программой по преобразованию социально-бытовых условий населения сельских районов аналогичные перемены поэтапно произойдут практически на всей территории страны. Только до конца 2012 года на эти цели предусмотрено израсходовать сумму, эквивалентную четырем миллиардам долларов США.

Вообще говоря, приоритеты внутренней государственной политики за последние годы сильно сместились в сторону социальной направленности. В стране успешно идет реформа системы образования. Ее конечная цель – достижение мировых стандартов обучения. Сегодня ни одно новое школьное здание не принимается в эксплуатацию без подключения компьютерных классов к интернету, без возможностей интерактивного обучения. Мы резко увеличили возможность получения высшего образования за пределами Туркменистана. Каждый год по нескольку тысяч туркменских юношей и девушек выезжают постигать научные премудрости в вузы России, Турции, Китая, Европы и США. Для них предусмотрена система государственных грантов на бесплатное обучение. При желании учиться за границей в платных вузах молодой человек может получить льготный кредит. Сегодняшние вложения в реформу школьного образования, в подготовку студентов в вузах обещают вернуться через несколько лет обильным притоком квалифицированных специалистов.

Не могу, как медик по образованию, не затронуть и тему реформы системы национального здравоохранения. Буквально за два года в стране появилась сеть новых поликлиник, многопрофильных лечебниц, медицинских центров узкого профиля и санаториев. Укреплять здоровье молодого поколения мы стремимся и через создание многочисленных спортивных школ и секций, введение ранее не практиковавшегося преподавания физической культуры в школах. Этой цели послужат и возводимые повсюду в стране стадионы. Ипподромы, многопрофильные спортивные комплексы. Один только новый Олимпийский центр в Ашхабаде обойдется государству в 1,5 миллиарда долларов США. Как решительную меру, направленную на защиту генофонда нации, мы рассматриваем и жесточайшую борьбу с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

– Реализация столь масштабных социальных задач требует колоссальных государственных дотаций. Туркменистан может себе это позволить во многом благодаря стабильному экспорту природного газа...

– Топливно-энергетический комплекс, безусловно, играет важнейшую роль в обеспечении экономического благополучия страны. Но достижение стабильного показателя – ежегодного роста ВВП в пределах 12-15 процентов – это отнюдь не только результат экспорта углеводородного сырья. Более того, сохраняется отчетливая тенденция снижения доли нефтегазового сектора в общем объеме общенациональных экономических показателей. Сегодня прирост ВВП достигается также и благодаря успехам текстильной промышленности, увеличению производства строительных материалов, росту объемов строительства, расширению услуг в сферах транспорта и связи. Начала приносить свои материальные плоды и затеянная полтора года назад реформа сельскохозяйственного производства. Повышение государственных закупочных цен на сельхозпродукцию, коренная модернизация парка сельхозмашин, предоставление больших льгот и большей самостоятельности арендаторам и собственникам угодий – все эти меры позволили значительно увеличить полезную отдачу растениеводства и животноводства.

Дополнительную гарантию стабильности национальной экономики добавило и укрепление финансовой системы за счет введения единого курса валют, подготовки скорой деноминации туркменской денежной единицы – маната.

На фоне всех этих полномасштабных и стремительных экономических и социальных преобразований все очевиднее становилось несовершенство действовавшей системы государственного управления, порядка введения новых законов.

Таким образом, подготовка новой редакции Конституции стала основополагающим шагом в общей стратегии комплексной модернизации страны. Новая редакция Конституции Туркменистана, в которой, по сравнению с прежним Основным законом использовано более пятидесяти принципиальных новаций, базируется на лучших образцах достижений современной теории и практики государственного устройства и права. Она отражает положения международных документов, подписанных и ратифицированных Туркменистаном, поддерживает прогрессивные тенденции развития общества, закрепляет стратегическую задачу построения демократического правового государства с рыночной экономикой, с высокими жизненными стандартами для людей.

– Известно, что столь решительный шаг, как изменение Основного закона, не может оказаться высокоэффективным, если не встретит понимания среди самых широких слоев населения. Насколько оправдались Ваши надежды встретить народную поддержку?

– Признаться, я искренне горжусь тем духовным подъемом, с которым наш народ встретил необходимость изменения законодательного фундамента жизни общества. В ходе всенародного обсуждения проекта новой Конституции в адрес специально созданной комиссии поступило около пятидесяти тысяч откликов, предложений и замечаний от представителей решительно всех слоев общества. Приходили письма даже от школьников, которые в силу возраста еще не имеют избирательного права, но уже сегодня демонстрируют способность задумываться о судьбе страны. Характер большинства предложений и замечаний поражал глубиной осмысления ситуации, искренностью поддержки нововведений.

В подготовку обновленной редакции Основного закона были вовлечены многие государственные, научные и общественные структуры, в которых создавались специальные рабочие группы для проведения анализа соответствующих законов и разработки предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

Опыт проделанной грандиозной работы наглядно подтвердил, что стремление к позитивным переменам стало осознанной необходимостью для общества.

– Когда знакомишься с текстом новой Конституции Туркменистана, первым делом обращаешь внимание на радикальную реформу высших органов власти и государственного управления...

– Я бы тут применил более точный термин – «упорядочение», а не «реформа». Когда строишь дом, то конструктивные особенности первого этажа невозможно механически использовать при возведении этажей последующих. Применительно к ситуации в Туркменистане это означало необходимость применения новой, более гибкой системы управления.

Лично у меня уже давно созрело убеждение, что для выработки столь необходимых стране новых подходов к решению важнейших внутриполитических и социально-экономических задач нам необходимо всесторонне развивать политико-правовое мышление и на этой основе осуществить ряд практических мер по совершенствованию всей системы государственного управления, прежде всего – высших органов власти Туркменистана. Было очевидно, что более четкое определение правового статуса этих органов поможет усовершенствовать государственную систему управления и механизм принятия законов, которые должны работать на опережение, прокладывая дорогу прогрессивным реформам.

В соответствии с положениями новой Конституции, перестал существовать прежний высший представительный орган страны – Халк Маслахаты (Народный Совет). Чтобы подробно прокомментировать это изменение, важно вспомнить, что сама форма Халк Маслахаты возникла в свое время не на пустом месте. Глубокая народная традиция созвать представительный сход для принятия жизненно важных решений имеет у туркмен тысячелетнюю историю. Этот метод совещания с наиболее авторитетными народными представителями был, я считаю, удачно востребован в первые годы существования независимого Туркменистана, как эффективный способ достижения общегражданского согласия.

Но в последние годы стремительного экономического развития возникла потребность более оперативного принятия многих новых законов и решений. Однако все требуемые полномочия здесь по-прежнему оставались у высшего представительного органа, который, согласно действовавшей Конституции, мог созываться чаще одного раза в год только в исключительных ситуациях. Стало очевидно, что стране нужен новый алгоритм принятия ответственных решений.

По новой Конституции прежние функции Халк Маслахаты перераспределяются между президентом, Меджлисом (парламентом) и Кабинетом министров Туркменистана. Принятие ответственных для страны решений, утверждение судьбоносных законов может происходить уже в гораздо более оперативном порядке. На смену громоздкому и неповоротливому механизму пришла более прогрессивная политтехнология. Теперь государственная власть четко основывается на принципе разделения властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти действуют самостоятельно, уравновешивая друг друга.

Это не перечеркивает народную традицию обсуждать в кругу авторитетных народных представителей актуальные вопросы жизни страны. Совет старейшин, как общественная организация, продолжит свои ежегодные собрания, где обязательно будут присутствовать и президент страны, и члены Кабинета министров, и депутаты Меджлиса.

Нелепо было бы утверждать, что Туркменистан, изменяя систему действующих высших органов власти и государственного управления, совершил некий беспрецедентный шаг в мировой теории и практике государственного устройства и права. Варианты демократических моделей президентской республики используются сегодня во многих странах мира (включая и Россию), с небольшими модификациями в зависимости от конкретных политических, экономических и социальных условий в том или ином государстве.

Мы старались максимально использовать мировой демократический опыт построения структур законодательной и исполнительной власти, и управленческая модель, предусмотренная новой Конституцией Туркменистана, как мне кажется, наиболее полно соответствует перспективам экономического и социально-общественного развития нашей страны.

Выстраивание четкой вертикали власти не противоречит широкому народному представительству в управлении государством. По новой Конституции состав Меджлиса (парламента) расширен до 125 человек, избираемых на пять лет по территориальным округам с примерно равным числом избирателей. Теперь это будет полностью профессиональный парламент со значительно расширившимися полномочиями.

Теперь от Халк Маслахаты к Меджлису перешли полномочия принятия Конституции, внесение в нее дополнений и изменений, рассмотрение и утверждение программ основных направлений политического, экономического и социального развития страны, принятие решений о проведении всенародных референдумов, назначение выборов президента, депутатов Меджлиса, членов местных представительных органов, ратификация и денонсирование международных договоров, изменение государственной границы, рассмотрение вопросов мира и безопасности.

Дополнительные полномочия получили и представительные органы власти во всех крупных пунктах административного деления страны и органы самоуправления в мелких населенных пунктах. Таким образом, значительно увеличились нормы и возможности народного представительства во властных структурах.

– В статье десятой новой Конституции говорится о том, что государство развивает свою экономику, стремясь к ее рыночной форме. Другими словами – конституционно закреплена некая переходная фаза, которая, согласитесь, не может продолжаться вечно. Как долго, на Ваш взгляд, может продержаться без изменений нынешняя редакция этой главы?

– Объективные экономические данные свидетельствуют, что сегодняшний Туркменистан, по сути дела, еще только стоит на пороге реальной рыночной экономики. Для нас сам факт перехода на рыночные рельсы не является самоцелью. По моему глубокому убеждению, только плавное и тщательно продуманное внедрение рыночных механизмов может обеспечить надежную социальную защиту всех слоев общества.

Думаю, во многих странах еще свежи в памяти примеры шоковой рыночной терапии с сопутствующим глубоким социальным расслоением общества, примерами гражданского противостояния, экономическими и политическими издержками.

Природа даровала Туркменистану несметные запасы природных ресурсов, что позволяло и позволяет государству не ставить свое население в зависимость от внешней экономической конъюнктуры. Постоянные государственные дотации позволяют населению бесплатно пользоваться природным газом, бензином, водой и электроэнергией. Благодаря государственному регулированию поддерживаются предельно низкие цены на хлеб и на коммунальные услуги.

Да, эти специфические особенности нельзя считать признаками рыночной экономики. Но мы никогда не откажемся от приоритетов социальной защищенности населения в своей внутренней политике. Делая целенаправленные шаги на пути к рынку, мы не отвергаем строгого государственного контроля над основными сырьевыми ресурсами и системообразующими отраслями национальной экономики (добычей углеводородного сырья, энергетикой, основными транспортными магистралями).

Кстати сказать, во многих странах мира с официально признанной рыночной экономикой сохраняется роль государства в контроле над системообразующими отраслями. Если же пустить стихию рынка на самотек, неизбежны экономические коллапсы. Нынешний мировой финансовый кризис – наиболее яркое тому подтверждение.

Означает ли это безвременного сохранения системы с элементами административного управления в Туркменистане? Ни в коем случае! В новой редакции Конституции закреплено положение о том, что «государство поощряет и поддерживает предпринимательство, способствует развитию малого и среднего бизнеса».

За годы независимости в Туркменистане появился и окреп слой активных, предприимчивых бизнесменов, которые все громче заявляют о себе как о деятельной силе экономического развития страны. Это весьма наглядно подтвердила прошедшая не так давно в Ашхабаде выставка предприятий малого и среднего бизнеса. Выращивание и переработка сельскохозяйственной продукции, строительство и производство строительных материалов, торговля и всевозможные виды сервисного обслуживания – в этих и многих других производственных сферах частный бизнес уже успел сказать свое веское слово. Сегодня шестьдесят процентов от общего количества предприятий реального сектора экономики находится в частном владении.

Но спектр приложения сил в национальной экономике для частного предпринимательства гораздо шире уже достигнутого уровня. Конституционно закрепленное обязательство государства по поддержке предпринимательства, развитию малого и среднего бизнеса найдет свою полномасштабную реализацию уже в ближайшее время. Уже сегодня прорабатываются новые законы, предусматривающие льготы и поощрения для частного бизнеса, расширение возможностей его применения. Разработана четкая концепция развития частного бизнеса. Не исключаю, что широкий комплекс мер по поддержке предпринимательства потребует серьезных преобразований и реформ во всей экономической системе страны. И, возможно, в скором времени у нас появится повод говорить не только о «малом» и «среднем», но и о крупном бизнесе.

Но, повторюсь, этот процесс всегда будет застрахован государством от ситуаций, ведущих к серьезным социальным потрясениям.

– Мировая практика законотворчества знает немало примеров, когда даже самые благие намерения, декларируемые в принятых документах, так и не находили адекватного воплощения. Насколько велика Ваша уверенность в том, что стране удастся не повторить такого рода ошибок?

– Общемировая правовая практика такова: сначала пишется закон, а потом начинается его исполнение. Думаю, не ошибусь, если скажу, что новая Конституция Туркменистана это документ, который в большей степени закрепляет уже существующие правила, чем декларирует еще не осуществленные намерения.

По сути дела, все те гарантии социальной защиты и поддержки населения, что закреплены в новой редакции Конституции, уже активно применяются в Туркменистане.

Я уже приводил наглядные примеры, говоря о существующих в стране нормах социальной защиты, системах бесплатного здравоохранения и образования. Впервые вошедшие в новую Конституцию гарантии государственной поддержки населению в приобретении или строительстве собственного жилья уже реально действуют в стране. Скажем, принятые сегодня в Туркменистане новые правила предоставления ипотечных кредитов для улучшения жилищных условий вообще не имеют аналогов в мире. Мы предоставляем такие кредиты на срок до 30 лет всего под один процент годовых. В новой Конституции зафиксированы уже существующие в стране гарантии широкого доступа населения к достижениям науки и культуры, образованию, обязательства государства по эффективному использованию природных богатств и охране окружающей среды.

Любой закон, прежде всего, должен служить человеку. Сегодня главный девиз нашей внутренней политики – «Государство для человека». И это, смею вас заверить, не просто красивый лозунг. Пройдитесь по улицам нашей столицы, поезжайте в села, загляните в школы и лечебные учреждения, посетите новейшие предприятия, побеседуйте с людьми – повсюду вас не оставит ощущение динамики обновления страны. Преображенные улицы городов и сел, развивающаяся сеть автомобильных и железных дорог, разработка новых нефтяных и газовых месторождений – все это имеет одну конечную направленность – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан страны. И новая Конституция не инструмент обретения обществом благ, а законодательно утвержденная гарантия их сохранения.

– Туркменистан – единственная в мире страна, в Конституции которой упоминается резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, признающая постоянный международный нейтральный статус страны. Отказ от участия в военных блоках и союзах, в соответствии со своим нейтральным статусом, также закреплен в новой редакции Основного закона Туркменистана. Не ограничивает ли нейтральный статус возможности Туркменистана в международном политическом и экономическом партнерстве?

– Не только не ограничивает, но и приумножает. Туркменский нейтралитет это не только действующая модель существования страны в мировом сообществе, но и инструмент обретения международного доверия и признания. К тому же принципы нейтралитета, добрососедства и миролюбия как нельзя более полно соответствуют нашему историческому национальному менталитету. И если, скажем, пару веков тому назад попросту не существовало Конституции туркменского государства, то искреннее стремление к дружбе и добрососедству туркмены исповедовали уже и в те времена.

Сегодня конституционно закрепленная гарантия неприсоединения к военным блокам и союзам – лучшее свидетельство подлинного миролюбия внешнеполитических устремлений государства. И это обстоятельство делает нас понятными, предсказуемыми и открытыми для любого потенциального международного партнера и в то же время освобождает от тени какой бы-то ни было политической конъюнктуры.

Сам факт существования подобной модели внешнеполитических устремлений стал новинкой для мирового сообщества и прошел долгую проверку и многократное тестирование на прочность. Но неуклонность и последовательность политики туркменского нейтралитета позволили нам доказать искренность и открытость своих намерений.

Сегодня у нас установились, как никогда прежде, надежные и доверительные отношения с ближайшими соседями по региону – Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Афганистаном, Ираном, Азербайджаном. Мы находим понимание и поддержку своей позиции во взаимодействии со странами СНГ.

Сотрудничество, которое можно отнести к разряду стратегического партнерства, прочно связывает нас с ООН, Россией, Китаем, Евросоюзом, Соединенными Штатами Америки и другими странами.

Думаю, все это сыграло немаловажную роль в выборе Ашхабада Организацией Объединенных Наций в качестве места для размещения штаб-квартиры Регионального центра ООН по превентивной дипломатии. Этот центр вот уже почти год работает в туркменской столице, ведя активную деятельность по предотвращению региональных конфликтов, разрабатывая методики мирного урегулирования взрывоопасных ситуаций.

Потенциал туркменского постоянного международного нейтралитета прекрасно реализует себя и в международном экономическом партнерстве. Отсутствие внешних подозрений в политической ангажированности позволяет Туркменистану чувствовать себя в позиции надежного партнера и, скажем, для члена НАТО – Турции, и для члена ОДКБ – России, и для члена движения неприсоединения Ирана.

Переживая беспримерный экономический подъем, Туркменистан стремится к расширению международного экономического сотрудничества на взаимовыгодной основе с любыми заинтересованными партнерами. Сейчас, к примеру, в стадии реализации находятся крупномасштабные международные проекты по сооружению газопровода по маршруту Туркменистан – Казахстан – Россия вдоль восточного берега Каспийского моря и созданию многопрофильной транспортной системы «Север – Юг» с железнодорожной и автомобильной магистралями на этом же маршруте. Совместно с Китаем ведется разработка крупнейших месторождений углеводородных ресурсов на туркменском правобережье Амударьи и сооружение газопровода из Восточного Туркменистана до территории КНР. В реализации национального проекта «Аваза» – создании на берегу Каспия крупнейшей международной туристическо-оздоровительной зоны уже принимают участие компании из двух десятков стран. Не меньшее количество стран готово к ним присоединиться в ближайшее время.

Я привожу только самые крупные, по объемам капиталовложений, примеры. А для того, чтобы перечислить все действующие соглашения и договоренности нашей страны по международному экономическому сотрудничеству, не хватит и нескольких часов. Уверен, что международный статус нейтрального государства поможет Туркменистану и впредь находить полное понимание на международной арене как в политической, так и в экономической сфере.

– Можно ли считать, что с принятием новой Конституции в Туркменистане завершен важный этап работы по проведению правовой реформы?

– Настоящая работа еще только начинается. Не представляете, сколь много нам еще предстоит сделать! И в плане совершенствования законодательной базы, и в плане интенсификации экономического развития страны. Мы ставим своей целью гармоничное развитие государства, общества и личности, сочетание их интересов с соблюдением демократических традиций туркменского народа, совершенствование всего уклада нашей жизни. Достижение этого возможно только при условии модернизации экономики, повышения эффективности использования природных богатств и промышленного потенциала, возрождение сельского хозяйства. Реальные позитивные перемены в экономической сфере неотделимы от процессов духовного обновления нации, вывода науки, образования, здравоохранения и культуры на уровень развитых стран мира, приведения в действие колоссального интеллектуального потенциала народа. Исповедуя идеи созидания и добрососедства, Туркменистан стремится к полномасштабной интеграции в мировое сообщество, всемерному повышению своей роли, авторитета и влияния в международных делах, с обязательным соблюдением национально государственных интересов.

И на пути к этим долгосрочным и благородным целям новая Конституция становится открытой дверью для дальнейших реформ и нововведений на пути к подлинному процветанию страны.

– В таком случае, позвольте от имени всех читателей международного журнала «Туркменистан» поздравить Вас и весь народ страны с приближающимся праздником 17-й годовщины независимости Туркменистана и пожелать Вам, господин президент, не уставать на вашем нелегком пути!

– В свою очередь желаю и вашему журналу всемерного расширения читательской аудитории. Чем больше людей в мире будут знать об искренности и открытости устремлений Туркменистана, тем больше у нас будет преданных и надежных друзей.

Беседу вел Михаил ПЕРЕПЛЕСНИН,
главный редактор журнала «Туркменистан»

Ашхабад, 26 сентября 2008 г.

Интервью будет опубликовано в ближайшем номере международного журнала «Туркменистан»

© TURKMENISTAN.RU, 2019
Версия для печати