Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
13.07.06 09:37

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ «ГАЗОВОЙ» ПОЛИТИКИ

Российская компания «Газпром», недавно объявившая о намерении довести уровень цен на газ, продаваемый в страны СНГ, до среднемирового уровня, вызывает недовольство Ашхабада. Туркменское руководство недоумевает, почему российский газовый монополист обнародует планы повысить цены для той же Белоруссии в 4 раза и одновременно, весьма болезненно воспринимает повышение туркменского «голубого топлива» лишь в полтора раза.

Похоже, Россия перенимает у ведущих мировых держав не только опыт агрессивной экспансии крупнейших компаний, но и столь яростно критикуемые самой же Москвой принципы двойных стандартов.

На подобный вывод наталкивает нынешняя ситуация вокруг газового рынка (известно, что в отличие от нефтяного, он менее структурирован и далеко не прозрачен, особенно на постсоветском пространстве). В настоящее время на нем нет не только биржевой торговли, в значительной степени снимающей ценовые вопросы, но и долгосрочных контрактов, таких, какие «Газпром» имеет, например, с европейскими потребителями. А потому страны - бывшие братья по Союзу обречены на ежегодное выяснение «газовых» взаимоотношений. Картины складываются самые разнообразные: вспомнить хотя бы о головоломке для аналитиков, авторами которой стали минувшей зимой неведомые миру истинные авторы схемы поставок газа на Украину. Особенно странно было слышать заявления о «смешении более дорогого российского газа с более дешевым туркменским «голубым топливом». Но даже лучшие математические умы не смогли решить простенькую на первый взгляд задачку. Ведь было сказано, что российский газ по цене 230 долл. за тысячу кубометров «смешивается» с туркменским. Если даже основываться на голых цифрах, то все равно непонятно, как среднеарифметическое между 230 долл. (стоимость тысячи кубометров российского газа на границе с Украиной) и 85 долл. (в такую примерно сумму на той же границе обходится «Газпрому» или его новому партнеру «РосУкрэнерго», который, если верить официальной информации, тоже наполовину «газпромовский», туркменский газ с учетом его покупки за 65 долл. и транзита через территории Узбекистана, Казахстана и России) может составить 95 долларов. А ведь это именно та цена, по которой в текущем году пока получает газ Украина.

Смешивать можно по-разному, скажут в «Газпроме» и будут совершенно правы. Не поровну, а в другой пропорции. Еще более выгодной для российского монополиста. На самом деле у внимательных наблюдателей вопросов к руководству ОАО «Газпром» по поводу использования туркменского газа накопилось множество. Вот лишь некоторые из них.

Если туркменский газ вместе с российским «закрывает» топливный баланс Украины, то почему, объясняя повышение цены для того же Азербайджана, Москва ссылается на удорожание туркменского газа?

Почему в начале года «Газпром» предложил более высокую, по сравнению с Украиной, цену на туркменский газ – 65 долл. вместо 50 долл. и фактически перекрыл Киеву доступ к прямым закупкам топлива у Туркмении, а сейчас, когда Ашхабад предложил почти в той же пропорции повысить цену на свое топливо, наоборот, предоставляет Киеву все возможности для транзита газа из Туркменистана?

Почему руководство «Газпрома» считает, что оно вправе требовать от Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран перехода на рыночные принципы, а Туркменистану в то же самое время отказывает в таком же праве?

Почему «Газпром» согласился покупать казахстанский газ по 140 долл. за тысячу кубометров, а для туркменского 100 долл. считает завышенной ценой, хотя на российско-казахстанской границе он обходился бы как минимум на 20 долл. дешевле казахстанского и не требовал бы, в отличие от последнего, дополнительной переработки перед поставкой потребителям?

Не оказывается ли давление на одного из ведущих и перспективных партнеров России, каковым, без сомнения, является Туркменистан?

Разве в интересах России действует ее компания, которая в условиях снижения темпов собственной добычи и роста спроса на газ в Европе де-факто подталкивает Туркменистан к ускорению прокладки дополнительных маршрутов в другие регионы мира, в частности, в Китай, Пакистан, Индию? Как, в случае реализации этих планов, Россия намерена в обозримом будущем без «смешивания» своего газа с туркменским выполнять свои обязательства перед Европой?

Не является ли оптимальным выходом из сложившейся в «газовом треугольнике» Туркменистан-Россия-Украина ситуации возврат к системе реализации туркменского газа, имевшей место в самом начале 90-х годов прошлого века?

В пояснение к последнему вопросу напомним, что сразу после появления на политической карте мира России и Туркменистана, как и других постсоветских стран, действовала следующая схема поставок туркменского газа. Российский «Газпром» транспортировал туркменское «голубое топливо» украинским потребителям, а в качестве компенсации за низкий уровень цены для Украины предоставлял Ашхабаду ежегодную квоту для продажи своего газа в Европу.

Игорь СОЛОВЬЕВ.

Интернет-издание «ГАЗЕТА СНГ», 12.07.2006 г.

© TURKMENISTAN.RU, 2017
Версия для печати