Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
28.05.06 13:50

ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Народно-прикладное искусство Туркменистана занимает важное место в системе национальных культурных ценностей. Оно вбирает в себя наследие минувших эпох и созидательный труд многих поколений, не переставая удивлять и по сей день неповторимостью и уникальностью выразительных средств, мудростью философского начала.

С целью возрождения лучших творческих традиций 19 декабря 2000 года был принят Закон Туркменистана «О художественно-прикладном творчестве». Он определил правовые, экономические и организационные основы возрождения, сохранения и развития декоративно-прикладного искусства туркменского народа.

Среди видов народно-прикладного творчества наиболее ярким является туркменское ковроделие. Туркменский ковер прославился на весь мир своими редкими декоративными достоинствами, утонченной стилизацией, орнаментальным богатством и высочайшим качеством исполнения. Техническое совершенство ткачества и художественность орнамента, тонкость и глубина колорита ставят ковры в первый ряд среди других видов прикладного искусства туркменского народа. Именно в коврах и ковровых изделиях наиболее ярко и художественно выразились особенности народного декоративного искусства.

Исследователи туркменского искусства отмечают, что именно ковер явился той благодатной почвой, на которой древние художественные традиции не только взросли, но и достигли подлинного совершенства. Именно художественно-стилистические особенности ковра повлияли на формирование туркменского изобразительного искусства, особенно живописи.

Лучшие образцы туркменских ковров попали в Европу еще в эпоху Сельджукидов. Не случайно их изображение можно видеть на полотнах великих мастеров эпохи Возрождения. Украшающий дворцы, музеи, галереи многих стран туркменский ковер отличается национальным колоритом, неповторимым орнаментом, безупречно продуманной композицией, являясь бесценной реликвией мировой культуры.

В коллекции подарков президенту Туркменистана хранится копия уникального ковра - намазлыка с изображением мусульманских святынь - Мекки и Медины. В мире всего пять подобных намазлыков. Они были сотканы в 1921 году. Один из них хранится в частной коллекции в Лондоне, вторым обладателем был Российский император Александр II, третий ковер хранится в Музее ковра Туркменистана. О судьбе двух других ничего не известно. А подаренная копия соткана туркменскими ковровщицами специально для президента Туркменистана.
В знак преклонения перед искусными туркменскими ковровщицами с 1992 года в Туркменистане учрежден Праздник туркменского ковра, который отмечается в последнее воскресенье мая. В 1994 году в Ашхабаде открылся Музей туркменского ковра. В наши дни Музей превратился в подлинную сокровищницу народного творчества. Специальным постановлением президента Туркменистана в августе 2000 года была создана Государственная акционерная корпорация «Туркменхалы».

В годы независимости активизировались научные исследования с целью улучшения качества пряжи и стойкости красок. Туркмены издревле хранили секреты стойких растительных красок глубоких и чистых тонов и сумели донести их до благодарных потомков. Так, например, красную краску получали из корней марены, сок кожуры граната придавал нити желтый цвет, зеленая кожица грецкого ореха - коричневый, ягоды крушины - зеленый, листья ревеня - синий. Свыше 500 оттенков ковровой пряжи и шелковой нити используют ковровщицы при создании ковров, храня в памяти до тысячи комбинаций узоров. На базе Ашхабадского шерстопрядильного предприятия «Аргач» создано производство по крашению ковровой пряжи природными красителями, благодаря которым ковры становятся шелковистыми, узоры - четче, краски приобретают мягкий блеск и теплый оттенок.

В августе 2001 года была создана Всемирная ассоциация ценителей туркменского ручного ковра. В ассоциацию вступили отечественные и зарубежные производители туркменских ковров, предприниматели, владельцы частных коллекций, специалисты и ученые, изучающие туркменское ковроткачество.

Ассоциация ежегодно проводит международные конференции, посвященные изучению древнейших корней туркменских ковров, их значения для мировой культуры. В работе таких форумов принимают участие ученые, исследователи, коллекционеры и ценители туркменского ковра из разных стран.

Современные мастера продолжают поиск новых форм и средств художественного воплощения, бережно сохраняя все то прекрасное, что было создано народом в течение многих веков. Они внедряют в производство десятки новых видов пейзажных, портретных, орнаментальных изделий, восстанавливают старинную стилизацию и разрабатывают новые технические приемы. Стало доброй традицией и проведение творческих конкурсов среди ковровщиц страны. Лучшие ковровые изделия, представленные на конкурс, заняли достойное место в экспозиции Музея ковра.

Одной из ценнейших реликвий этого музея является созданный в 1941-1942 гг. ковер-гигант (площадью в 193,5 кв. м) «Туркмен калбы». В 1996 году туркменские ковровщицы создали второй ковер-гигант «Туркменбаши» (площадью 266 кв. м, размером 13х21 м, весом 550 кг), хранящийся в Национальном музее Туркменистана. В 1998 году за вклад в развитие ковроделия ковровщицы преподнесли в дар Сапармурату Ниязову третий ковер-гигант «Президент» (площадью 294 кв. м размером 14х21 м, весом 1т 105 г), который сегодня украшает величественный Дворец «Рухыет». И, наконец, четвертый ковер-гигант «Золотой век» площадью 301 кв. м был соткан в 2001 году. Это уникальное ковровое полотно (высота - 14 м, ширина - 21,5 м) весом 1200 кг, выполненное из высококачественной сараджинской пряжи с вплетениями шелковой нити. В каждом его квадратном метре - 304 тысячи узлов. Ковровый шедевр, выполненный 40 мастерицами предприятия художественного ковроделия Бахарлы, занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное в мире ковровое полотно ручной работы. Сертификат, засвидетельствованный руководством Лондонского издательства мировой энциклопедии достижений, выставлен в столичном Музее ковра.

Высокое мастерство туркменских ковровщиц признано на международном уровне. Свидетельство тому высокие международные награды, присужденные корпорации «Туркменхалы»: это – «Эра качества», «Арка Европы» золотой категории, «Платиновая звезда» за превосходство и качество. В 2003 году она была удостоена Золотой медали Французской ассоциации содействия промышленности, а в 2004 году - бриллиантовой награды из Европы (с выставки в Германии). Нет большего доказательства международного признания высочайшего качества и изысканности туркменских ковров, сопоставимых с уникальнейшими ковровыми шедеврами прошлых веков.

Курбанджемал КУРАЕВА,
сотрудник Института истории при Кабинете министров Туркменистана.

Интернет-издание «Золотой век» (г. Ашхабад), 28.05.2006 г.

© TURKMENISTAN.RU, 2018
Версия для печати