Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
27.03.06 15:33

В ГОСТЯХ У ВОСТОЧНОЙ СКАЗКИ

Несмотря на то, что за окном был конец марта, весна до Москвы на тот момент еще не добралась. Наверное, по этой причине сразу две столичные выставки решили отправить мерзнущих граждан в «путешествие» по азиатским странам: восточная сказка, пускай и просто приглашенная погостить в московских выставочных залах, несомненно, способна согреть вопреки любым холодам. Участвовал в растоплении российских снегов своими красками и Туркменистан.

На выставке «Путешествие в Среднюю Азию» Восток оказался представлен именно глазами путешественников. Известный московский галерист Леонид Шишкин представил общественности свою коллекцию среднеазиатской живописи и графики советских художников, тематика которой, уверен он, является важнейшей в истории русского искусства и составляет целый ее том. Вторая мартовская «восточная экспозиция», выставленная в Центральном Доме Художника, также отображающая волшебный мир стран Средней Азии, напротив, состоит из работ ведущих художников самих этих государств. Сравнивать две реальности, запечатленные кистями столь разных авторов столь отдаленных друг от друга эпох, было бы, наверное, неправильно... Однако некоторую разницу в восприятии, например, Туркменистана «тогда» и «сейчас» отметить можно.

Итак, московской весной к Востоку первой обратилась Галерея Леонида Шишкина. Путешествие в Среднюю Азию» - демонстрация коллекции картин лучших мастеров периода 1920-1990-х годов. Советские художники отправлялись в древние восточные края и одновременно «молодые советские республики», чтобы, с одной стороны, «упрочить дружбу народов», а с другой - вдохновиться очаровательной экзотикой Востока и часто даже для того, чтобы стать добровольными пленниками одной из гостеприимных солнечных стран. Неудивительно, что живописцы Советского Союза не смогли обойти своим вниманием красоту и очарование Туркмении.

Каким остался Туркменистан советских времен на этих картинах? В первую очередь, советских художников заинтересовали его жители. Так, например, почти никто не смог устоять против желания изобразить туркменских ковровщиц за их кропотливой работой. На полотнах Николая Терпсихорова мы встретим продавца дынь, под палящим солнцем задумчиво ожидающего своих покупателей. Кисть Павла Радимова упивается красотой туркменских девушек, изображая один за другим их портреты в поражающих воображение национальных одеждах. Художник Нестор Хломов в своих этюдах демонстрирует пестроту туркменского базара, густыми мазками выделяя в этой пестроте желтые дыни, красные женские платья и черные папахи. Николай Горлов же обратил пристальное внимание на национальные орнаменты, написав причудливые натюрморты с фруктами на фоне туркменских ковров. С карандашом подошел к отображению Туркменистана в своих работах Дмитрий Топорков. Рисунки из его Среднеазиатского альбома - это карандашные портреты типичных туркмен и туркменок - от юных девушек до почтенных яшули, - а также зарисовки из серии «Ашхабад», рассказывающие о туркменских женщинах, о крестьянских повозках, груженных ящиками винограда, о кораблях пустыни - одногорбых верблюдах...

Надо сказать, что Туркменистан советских времен, несмотря на стойкое увлечение им художниками, отчего-то не выглядит особенно ярким, да и в целом художественные впечатления от восточных стран не кажутся в достаточной степени солнечными... Кисть живописцев во всех подробностях передает красоту коренного жителя среднеазиатской страны, детально изображает национальные костюмы, с любовью рассказывает истории из жизни Востока, однако общая атмосфера остается при этом несколько сумрачной, как будто напоминая, что автор лишь на некоторое время выбрался из своей серой Москвы или дождливого Петербурга.

Кажется, совсем иной мир открыла нам выставка «Современники», прошедшая в рамках Московского международного художественного салона «ЦДХ – 2006». Международная конфедерация союзов художников, в которую входит и Союз художников Туркменистана, представила лучшие работы современных живописцев Центральной Азии. Здесь можно было увидеть картины не полувековой давности, а, напротив, написанные за последний, приблизительно, год. Впрочем, не только живописные произведения привезли в Москву мастера Азербайджана, Грузии, Киргизии, Таджикистана, Армении, Узбекистана и других стран-участников: в ЦДХ можно было ознакомиться также со скульптурой и декоративно-прикладным искусством восточных авторов.

Союз художников Туркменистана показал москвичам и гостям российской столицы картины своих известных авторов, которые не только мастерски владеют техникой живописи, но и крайне необычно изображают мир своей страны. Независимый Туркменистан глазами его уроженцев оказывается гораздо ярче, неожиданнее и интереснее той Туркмении, которую нам показали художники советские.

«Восточная соната», «исполненная» Алламурадом Мухаммедовым, действительно крайне музыкальна, здесь играют «мелодии» прямых линий и плавных изгибов, гармонично звучат геометрические орнаменты в сочетании с крупными аппетитными фруктами, завораживающе переливаются мягкие цвета и четкие контуры... Две пастельных тонов картины Мамеда Ярмаммедова, озаглавленные как «Арабеска-1» и «Арабеска-2», очаровывают своим спокойствием и уравновешенностью. Аннагельды Джуманиязов был представлен в ЦДХ диптихом картин с названиями «Отец» и «Мать». Это очень яркие, карнавальные по цвету и погруженные в раздумья по настроению произведения. На картинах Камиля Велиахмедова, похожих на фрагменты волшебных сновидений, из причудливых пятен воды и ветра вдруг вырисовываются прекрасные скакуны и таинственные силуэты... А пестрый «Эпизод-1» Овезмырада Лаллыкова - это мозаика из цветных лоскутов, на которой три туркменских парня с характерной вальяжностью расположились то ли где-то посреди необычной пустыни, то ли на несуществующем сказочном острове, то ли, вообще, прямо посреди яркого весеннего неба...

Обе описанные экспозиции уже успели закрыться, визуализированные впечатления от солнечных азиатских стран больше не собирают вокруг себя знатоков живописи и простых любителей таких близких, но таких загадочных для нас краев…

Восток рассказал Москве одну из своих сказок, но так хочется надеяться, что впереди еще, как минимум, тысяча.

НА СНИМКЕ: «Восточная соната» работы Алламурада Мухаммедова.

Мария ГАГАРИНСКАЯ.
Москва

© TURKMENISTAN.RU, 2018
Версия для печати