Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
24.02.04 14:27

ЕГО СПУТНИЦА – ВЕЧНОСТЬ

«БЕСЦЕННАЯ ЖЕМЧУЖИНА В СОКРОВИЩНИЦЕ ТУРКМЕНСКОГО ИСКУССТВА…»

24 февраля выдающемуся туркменскому композитору Нуры Халмамедову исполнилось бы 64 года. Его творческое наследие президент Туркменистана Сапармурат Ниязов определил следующими словами: «Музыка Нуры Халмамедова является бесценной жемчужиной в сокровищнице туркменского искусства, его национальным достоянием».

Прошло более 20 лет, как Нуры Халмамедов ушел из жизни, но время все больше и больше приближает нас к его музыке. В годы независимости Туркменистана творчество композитора становится все более притягательным для нового поколения. Сегодня мы вновь и вновь вслушиваемся в прекрасные мелодии, размышляя над феноменом творческой личности композитора, открываем для себя много нового, ранее незамеченного, недооцененного.

Примечательно, что уже в первый год независимости государства президент Туркменистана Указом от 11 декабря 1991 года присвоил Нуры Халмамедову почетное звание «Народный артист Туркменистана» (посмертно).

На одной из встреч с творческими работниками страны Сапармурат Туркменбаши поделился своими драгоценными воспоминаниями о Нуры Халмамедове: «Как-то я был у него в гостях в скромной однокомнатной квартире. Он сыграл тогда мне «Кечпелек», другие мелодии. Я был покорен. Видно было, что этому человеку не нужны ни звания, ни деньги. Только музыка волновала его, занимала все его мысли и чувства. И он стал композитором мирового уровня, никому не уступая по масштабу своего музыкального гения».

43 года, отпущенные Нуры Халмамедову, это очень короткий жизненный путь, который был наполнен непрекращающейся работой творческой мысли, постоянным восхождением к духовным вершинам. Это был путь художника, подарившего миру необыкновенные по красоте и глубине, по искренности и правдивости музыкальные сочинения самых различных жанров. Музыка Нуры Халмамедова обращена ко всем и к каждому в отдельности, она заставляет думать и сопереживать, волноваться и восхищаться.

Задумаемся над некоторыми фактами творческой биографии композитора: в 19 лет он пишет свой первый романс, избрав для него одно из самых трагических стихотворений Махтумкули «Изгнанник»; в 22 года - быстро ставшую знаменитой пьесу «Звуки дутара»; в 23 года - не менее популярное сочинение - симфонические картины «Туркмения». В этих произведениях поражает все - и высочайший художественный уровень, и творческая зрелость, и удивительная естественность музыкальной речи, каждое слово которой наполнено живым дыханием, интонациями и ритмами родного музыкального языка. Редко кто из молодых авторов так смело брался за воплощение в музыке поэзии Махтумкули. Испытывая трепет перед самим именем великого классика, Нуры в каждой его строке понимал величие идей поэта, ощущал высшую красоту и совершенство его поэтического слога. Иначе не родились бы у композитора столь одухотворенные мелодии, пронизанные подлинно национальным звучанием. Основой для вокальной музыки Нуры Халмамедова становились также стихи Молланепеса, Кемине, других поэтов XIX-XX веков, среди которых наиболее часто встречается имя Курбанназара Эзизова, столь близкого композитору по духу и мироощущению. Во многих образцах мировой поэзии Нуры находил родственные его художнической натуре чувства и мысли. Так родились вокальные циклы на стихи Есенина «Персидские мотивы» и Гейне «Сердца людские». Отдаленные друг от друга географически, жившие в разные исторические эпохи, эти поэты оказались благодаря Нуры на туркменской земле, строки их поэзии получили новую жизнь.

В годы учебы в Московской консерватории рождается произведение «Звуки дутара» - уникальное по достоверности музыкального языка и близости к освященным веками народным музыкальным традициям. Посвятив его Мыллы Тачмурадову, композитор тем самым выразил свое преклонение перед высочайшим исполнительским искусством народного музыканта-бахши и проявил свое благоговение перед самим инструментом. Музыкальные строки этой виртуозной пьесы свидетельствуют о подлинно национальном характере музыкального мышления молодого автора. И в дальнейшем каждое сочинение Нуры наполнено драгоценными частицами дутарной музыки, и сделано это на редкость разнообразно, без повторений самого себя, каждый раз в соответствии с содержанием и жанровой направленностью произведения.

Фундаментальные знания мировой музыкальной классики, личные творческие пристрастия (Бетховен, Шуберт, Скрябин и другие композиторы) не только не мешали формированию собственного музыкального стиля, но помогали поиску своего индивидуального творческого пути. Симфонический оркестр для Нуры не был сочетанием чужеродных инструментов, в его музыке он зазвучал, «заговорил» на родном для композитора языке, стал послушным выразителем музыкальных идей, образующих прочную философскую систему, основанную на безграничности национальных художественных ценностей. Симфонические картины «Туркмения» - это вдохновенное, яркое эмоциональное сочинение, которое щедрый талант композитора наполнил красивейшими мелодиями, национальной ритмикой, народными инструментальными наигрышами. Без этой музыки сегодня невозможно представить нашу жизнь. Она излучает необыкновенно чистый, ничем незамутненный свет, она как горный воздух, она - сама душа народа.

В «Туркмении» и масштабной Симфонии композитор воспел свою Родину, он видел ее самым красивым, цветущим краем, в котором человек и природа сосуществуют в полной гармонии. Лаконичные и вместе с тем емкие по смыслу названия частей Симфонии («Пробуждение», «В садах Туркмении», «Светлый праздник») сегодня воспринимаются как пророческие.

Как художник и человек Нуры Халмамедов мучительно переживал страдания людей, что нашло отражение во многих его сочинениях. Струнный квартет «Памяти женщин и детей, замученных в фашистских застенках», вокально-симфоническая поэма на слова К.Эзизова «Памяти павших героев в Великой Отечественной войне», вокальный цикл на слова японских поэтов XX века «Недослушанные песни детей Хиросимы и Нагасаки» - в этих произведениях, несмотря на их антивоенную направленность, главным является историческая память. Здесь нет звукового изображения батальных сцен, борьбы - здесь только сострадание. И чем светлее музыка, как, например, в японском цикле - он весь пронизан солнцем, теплом, безмятежностью, тем трагичнее она.

Наследие Нуры Халмамедова - это необычайно богатый духовный мир, устремленный в Вечность. Это мир, вобравший в себя очень много - благоговение перед народной песней, восхищение искусством народных музыкантов, преклонение перед величием и мудростью классиков. Народное искусство, родная природа для композитора - первооснова всего духовного.

Творчество Нуры Халмамедова - это мощная духовная связующая нить между прошлым, настоящим и будущим туркменского народа.

Любовь НОВИКОВА.

Профессор Туркменской национальной консерватории.

Газета «НЕЙТРАЛЬНЫЙ ТУРКМЕНИСТАН», 24.02.2004 г.

© TURKMENISTAN.RU, 2018
Версия для печати