Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
24.08.04 11:45

СВИДЕТЕЛЬ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ

В ТУРКМЕНИСТАНЕ ПРИСТУПИЛИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТА КОНСЕРВАЦИИ МАВЗОЛЕЯ АБУ СЕЙИТА АБУЛ ХАЙРА

Этот шедевр туркменской архитектуры расположен в 200 км к юго-востоку от Ашхабада, в Каахкинском этрапе, рядом со знаменитым археологическим памятником эпохи бронзы Алтын-депе. Памятник возвышается без малого десять столетий на том самом месте, где, по преданию, стояла ханака - странноприимный дом и суфийская обитель при мечети, основанная легендарным шейхом, которого туркмены называют Меана-баба. Он родился и умер в давно исчезнувшем средневековом городе Мехне, чьи руины находятся близ нынешнего села Меана. Когда-то здесь был центр Хаверана - густонаселенного оазиса вдоль Копетдага, простиравшегося примерно между современными поселками Душак и Ак Бугдай. «Эта земля полита слезами святейшего Меана-баба, проникновенными молитвами покорившего весь исламский мир», - сказано в книге «Рухнама» Сапармурата Ниязова. Отсюда пошла слава Абу Сейита, который своими проповедями снискал невероятную популярность во всех слоях общества: с одинаковым почтением ему внимали крестьяне и ремесленники, ученые и поэты, полководцы и правители. Вряд ли кто-либо еще в Центральной Азии десять столетий назад обладал столь же высоким духовным авторитетом.

Об этом можно узнать из «Рухнама», где приводится и такая притча: «...Около сорока туркменских ханов, наголову разбивших в Данданаканской битве войска Масуда - сына самого могучего в мире туркменского султана Махмуда Газневи, собрались за одним сачаком и провозгласили новое туркменское государство. На Данданаканском поле битвы ставится золотой трон и прославленный пир Абу Сейит Абул Хайр (Меана-баба) благословляет на государственные дела Чагры бега и Тогрул бега. Но находятся люди, которые говорят: «Здесь нельзя ставить трон, сегодня неблагоприятный день». На что Меана-баба возражает: «Не может быть плохим место, избранное Аллахом, не бывает у Аллаха неблагоприятных дней! Если ваше государство будет народным и вы пойдете по Божьему пути, по пути честных и справедливых туркмен, перед вами не будет никаких преград».

XI век, ознаменованный образованием сильного туркменского государства во главе с династией Великих Сельджуков, оставивших яркий след в истории народов Среднего и Ближнего Востока, был еще и временем расцвета туркменской архитектуры. Ее характерной особенностью в сельджукский период является недостижимое прежде совершенство кирпичной кладки, появление сложных конструктивных форм, роскошная орнаментация стен декоративной облицовкой. Значительным достижением архитектурной мысли стало создание двух и даже трехслойных купольных конструкций.

Широкую известность в Иране и Центральной Азии в эту эпоху приобрела корпорация мастеров-зодчих из Серахса, которых приглашали на строительство престижных объектов во многие города мусульманского Востока. Серахс, возникший еще в I тысячелетии до н.э., в VI-VII вв. стал значительным городом, обведенным мощными пахсовыми стенами с башнями и рвом. В период, когда здесь зародилась уникальная архитектурная школа (XI-XII вв.), город находился на подъеме. Естественно, что соседний город Мехне, фактически находившийся на западной окраине Серахсского оазиса, застраивался той же артелью мастеров. Среди их творений, сохранившихся до наших дней, в самом Серахсе остались мавзолей Абул-Фазла (народное название Серахс-баба), построенный в 1024 году, руины усыпальницы, именуемой сейчас Ярты-Гумбез (1098 год), а также мавзолей шейха Локмана (Лукман-баба), расположенный на иранском берегу реки Теджен. Но самое знаменитое творение мастеров из Серахса - это, безусловно, мавзолей Султана Санджара в Мерве, построенный уже на закате существования серахсской школы, спустя столетие после возведения гробницы Абу Сейита Абул Хайра. И если мавзолей Санджара - это апофеоз стиля, вершинное достижение серахсских мастеров, то мавзолей Меана-баба по праву считается во многих отношениях этапным на пути творческого развития портально-купольной группы центральноазиатских усыпальниц.

Сильно вытянутый портал, или пештак, с глубоким стрельчатым айваном - главная отличительная черта этого памятника (на снимке). О его первоначальной высоте судить сложно, так как верхняя часть давно обрушилась и сейчас мы видим довольно грубую надстройку, сделанную гораздо позже, спустя много веков, когда уже был утрачен высочайший уровень строительного искусства сельджукской эпохи. Впрочем, со временем изменился практически весь облик мавзолея за исключением интерьера. Если в XI веке внутри и снаружи господствовали кирпичная фактура кладок и местами кирпичный декор, то спустя триста лет, в XIV веке, портал облицевали превосходной кашинной мозаикой в синих тонах. По содержанию это в основном геометрический и стилизованно-растительный орнамент с арабскими каллиграфическими надписями, выполненными почерком «насх». Сложнейший мозаичный набор состоит из майоликовых вставок насыщенно - синего, небесно-голубого, белого и реже желтого цветов. К сожалению, этот шедевр архитектурного декора сильно пострадал от времени и давно нуждается в реставрации.

В интерьере подкупольного зала была нанесена богатейшая цветная роспись: на стенах - цветочно-растительные мотивы, а на чаше купола - сложный геометрический орнамент с фигурными медальонами. Эти фрески - поистине уникальный образец полихромно-живописного стиля, распространившегося в Центральной Азии в XIV-XV веках.

Не менее значительно и конструктивное решение усыпальницы Абу Сейита Абул Хайра, представляющей собой кубический объем, увенчанный куполом на высоком барабане. Сам же купол двухслойный - ранее такую сложную конструкцию перекрытия местные мастера применили при возведении гробницы Серахс-баба. Боковые фасады мавзолея Меана-баба украшены декоративными арочными нишами. Ниже этого арочного пояса - глухие стены, с северной стороны почти полностью разрушенные. Это косвенно указывает на то, что изначально к зданию мавзолея, возможно, примыкали другие строения, - например, ханака, мечеть и медресе, образуя единый архитектурный комплекс. Но сегодня, кроме характера кладки фасадов самого мавзолея, на это указывают лишь руины здания XV века, расположенного в нескольких десятках метров прямо напротив его входа. Эта более поздняя монументальная ханака - последнее напоминание о некогда огромном ансамбле вокруг святилища Абу Сейита Абул Хайра.

В большом зале мавзолея площадью 100 квадратных метров с глубокими арочными нишами на центральных осях находится сама гробница святого шейха и поток паломников сюда не прекращается до сих пор. Пережив столетие русского господства, когда туркменские границы были практически закрыты для мусульман из других стран мира, сегодня мавзолей вновь стал доступен для верующих. В последние годы здесь побывали сотни людей, прежде всего из Ирана, Афганистана, Пакистана, Северной Индии (штат Кашмир), где шейх Абу Сейит Абул Хайр относится к числу наиболее почитаемых святых.

В настоящее время его мавзолей находится в критическом состоянии и, несмотря на мелкий ремонт, продолжает разрушаться. Вот почему туркменские реставраторы приступили к исполнению проекта первоочередных укрепительных и консервационных работ на этом памятнике. Этот проект, рассчитанный на несколько месяцев, включает лишь самые неотложные мероприятия, которые необходимы для того, чтобы предотвратить более серьезную деформацию всего сооружения. Сейчас специалисты изучают состояние фундаментов, чтобы укрепить подвергнутые разрушению участки. Затем начнется наиболее трудоемкая работа по усилению конструкций памятника путем перекладки аварийных участков. Наконец, предстоит очистка майоликовых плиток от патины и укрепление самых хрупких фрагментов облицовочного слоя на айване. Разумеется, это лишь косметические меры, а в будущем наверняка осуществится и капитальная реставрация этого шедевра туркменской архитектуры, которому в XXI веке исполняется тысяча лет.

© TURKMENISTAN.RU, 2024
Версия для печати