ВИКТОР КАЛЮЖНЫЙ ПРЕДЛАГАЕТ СОЗДАТЬ ЕДИНЫЙ ГАЗОТРАНСПОРТНЫЙ МАРШРУТ КАСПИЙ-ЕВРОПА
Спецпредставитель президента Российской Федерации по вопросам Каспия, замминистра иностранных дел РФ Виктор Калюжный считает экономически целесообразным проект создания многоканального газотранспортного маршрута Каспий - Южная и Центральная Европа.
Это заявление он сделал в своем выступлении на конференции «Нефть и газ Каспия» в Баку, где подверг достаточно серьезной критике взаимодействие прибрежных стран в вопросах использования энергетического потенциала каспийского региона.
В частности, спецпредставитель российского президента вынужден был констатировать, что с большой недогрузкой работает нефтепровод «Баку-Новороссийск». По его словам, «сложившийся на сегодня баланс вряд ли может рассматриваться как образец с точки зрения учета национальных интересов прикаспийских государств и соблюдения принципа взаимной выгоды».
«Достаточно напомнить, - цитирует Калюжного агентство «Интерфакс», - что в некоторых государствах под контроль зарубежного бизнеса перешло свыше 80 процентов их углеводородных ресурсов, имели место просчеты и в принимаемом законодательстве, и при заключении контрактов». Совершенно очевидно, что дипломат имел в виду Азербайджан и Казахстан. При этом, правда, он оговорился, что Казахстан «со временем внес соответствующие изменения в национальное налоговое законодательство».
«Полагаю, что зарубежные компания, которые настроены на долгосрочную работу в Прикаспии, должны с пониманием отнестись к переосмыслению нами реалий и параметров сотрудничества, выстраивать с прикаспийскими партнерами более сбалансированные отношения, нормально воспринимать процесс снижения изначально сверхприбыльной доходности до общепринятых норм», - подчеркнул Виктор Калюжный.
Замминистра отметил преобладание политики над экономической выгодой в некоторых из проектов, реализуемых в каспийском регионе, и в том числе в проекте коридора «Восток-Запад». «Кстати, на Каспии уже существует проект, являющий собой пример серьезного экономического просчета - речь идет о каспийском трубопроводном консорциуме – КТК», - сказал он. По словам Калюжного, «на третьем году эксплуатации нефтепровод остается недогруженным, предприятия несут убытки, растет задолженность, налоги не выплачиваются, дивиденды обещают аж в 2015 году».
«Исходя из этого, посоветовал бы тем, кто связывает свои надежды с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, внимательно изучить опыт КТК и не наступать не те же самые грабли», - заявил Виктор Калюжный.
Он также подчеркнул, что принятые Турцией в октябре 2002 года новые правила прохождения судов по Босфору «привели к существенному ограничению транзита, особенно танкерного. Из-за увеличения простоя судов заметно возросли финансовые потери судовладельцев, скопление судов на входах в проливы повлекло за собой рост числа мелких аварий и многократное возрастание рисков крупных».
Кроме того, Виктор Калюжный отметил, что скопление в Босфоре судов с опасными грузами на борту являются «весьма уязвимой целью для террористов».
По его словам, «проливы - это международный водный путь и решать имеющиеся здесь проблемы нужно не односторонними акциями, а совместными усилиями, учитывая озабоченности не одной, а всех заинтересованных сторон».
Затронув вопрос проектов создания многоканального газотранспортного маршрута Каспий - Южная и Центральная Европа, Калюжный сказал, что «главные действующие лица - Турция и Греция, которые своим собственным газом не располагают, а источники остальных объемов не определены».
«Может быть, вместо того, чтобы принимать решения в одностороннем порядке, странам транзита имело бы смысл собрать в Турции страны-производители и вместе постараться подвести под проект экономическую базу, а заодно и обговорить с «Газпромом» вопрос о реэкспорте газа. Я думаю, что такую позицию Россия в обязательном порядке поддержит и будет в этом деле участвовать», - сказал Виктор Калюжный.
Теперь производителям газа в прикаспийском регионе, а крупнейшим из них является Туркменистан, остается дождаться реакции руководства «Газпрома» на эту неожиданную инициативу Виктора Калюжного. До сих пор Россия предпочитала, мягко говоря, не способствовать появлению на европейском рынке новых конкурентов. Вряд ли Москва и сегодня готова к тому, чтобы потесниться в экспортной газовой «трубе».
Игорь СОЛОВЬЕВ.
© TURKMENISTAN.RU, 2025