Главная
RUS  ENG
Поиск:
 

16.11.04 16:17

«ПОХОРОНИТЬ» ТРАНССИБ

ИЗДАНИЕ «ГАЗЕТА» - О ПЕРСПЕКТИВАХ НОВОГО ПРОЕКТА ВОССОЗДАНИЯ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Транссибирская магистраль, соединяющая сухопутным путем Европу с Китаем, может потерять большую часть транзитных грузовых потоков, которые сейчас приносят России около 200 миллионов долларов в год. Виной тому Казахстан, который намерен проложить железную дорогу в Европу. В ближайшие годы казахская дорога может забрать и часть морских грузов из стран Юго-Восточной Азии, которые Россия пытается переключить на себя. Цена вопроса — несколько миллиардов долларов.

«НЫРНУТЬ» ПОД БОСФОР

О необходимости строительства так называемой трансказахстанской железной дороги (ТЖД) в Казахстане заговорили еще в прошлом году. Она может сделать Казахстан ключевым игроком в транзите между Европой и Азией, оставив не у дел российскую Транссибирскую магистраль. По плану казахов, свое начало новая дорога должна взять у границы с Китаем, затем, пройдя через всю территорию Казахстана, пересечь Туркмению, Иран и Турцию, «нырнуть» в построенный под Босфором тоннель и через Болгарию выйти в центральную Европу. Причем новая дорога должна стать узкоколейной, чтобы полностью совпасть с европейской железнодорожной колеей. В России на амбициозные планы казахов поначалу внимания никто не обратил. Стоимость проекта составляет 4 - 6 млрд. долларов, и мало кто верил, что Казахстан сможет найти эти деньги.

Поверить в реальность проекта заставила инициатива Турции, которая уже начала строить тоннель под Босфором. «Географические препятствия, которые ранее сдерживали реализацию этого проекта, сейчас оказались преодолимыми, - говорит руководитель российского Федерального агентства железнодорожного транспорта Михаил Акулов. - Протяженность тоннеля под Босфором составит 1,6 тысячи метров, что почти в два раза меньше длины Лефортовского тоннеля в Москве».

Вопрос в том, в какие сроки и с какими финансовыми затратами может быть построено 3,7 тыс. км путей по территории Казахстана, порядка 700 км - в Туркменистане и 90 км в Иране.

ЗАГРАНИЦА ИМ ПОМОЖЕТ

Помочь решить эту проблему могут китайцы, которые ежегодно выделяют на строительство новых железнодорожных путей внутри страны около 6 млрд. долларов. Поддерживают казахский проект и в Европе. К примеру, Европейский банк реконструкции и развития собирается выделить два гранта на правовую и экологическую экспертизы. Не хочет оставаться в стороне и Япония. Правительство этой страны выделило грант Казахстанским железным дорогам на маркетинговые исследования объема грузов, которые пойдут по ТЖД. Поучаствовать в финансировании проекта готовы Иран и Турция.

Построить ТЖД планируется уже к 2010 году. Объем перевозок по дороге составит 35 - 40 млн. тонн в год, а после строительства второй колеи эта цифра может увеличиться до 100 млн. тонн. Оставляя в стороне Транссибирскую магистраль, грузы из восточных провинций Китая смогут попасть в Европу примерно за восемнадцать дней. По словам министра транспорта и коммуникации Казахстана Кажмурата Нагманова, «доходы Казахстана оцениваются в два миллиарда долларов в год».

РИСКОВАННЫЙ ТРАНССИБ

Сейчас сухопутным путем большинство грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии идет в Европу через Россию по Транссибирской железнодорожной магистрали. Объем транзита составляет пока около 100 тыс. контейнеров в год. Это небольшой объем по сравнению с тем, что перевозится между Азией и Европой морем (7 - 8 млн. контейнеров. - Газета). Несмотря на то, что железнодорожные перевозки дешевле (на 1 тыс. долларов за контейнер) и быстрее (на две недели) морских, азиаты не спешат переключать свои грузы на Транссиб. Причина - высокие риски, связанные с потерей груза на территории России, и широкая колея, которая не совпадает с узкой европейской. По мнению российских железнодорожников, защитить Транссиб и не отдать все транзитные грузы Казахстану в какой-то степени можно было бы с помощью восстановления прерванного еще в начале 1990-х годов железнодорожного сообщения между Россией и странами Закавказья — Грузией, Арменией и Азербайджаном. «Восстановленная транспортная система Кавказа должна привести к развитию не только Транссиба, но и международного транспортного коридора «Север - Юг», - говорит Акулов. — Она обеспечит перевозки грузов между странами Средней Азии и Казахстаном, через Россию в Азербайджан, Через Армению - в Грузию, Россию и Европу». Восстановить Кавказскую дорогу при заинтересованности всех участников и должном финансировании можно уже к концу 2005 года, считает чиновник. Однако эксперты оптимизма российских железнодорожников не разделяют. «Российская инициатива вряд ли повлияет на развитие ТЖД», — считает гендиректор консалтинговой компании TransCare Владимир Ашурков. «Не совсем понятно, как восстановление Кавказской дороги переключит грузопотоки на Транссиб». Поэтому Казахстан рано или поздно все равно построит ТЖД.

Андрей КОВАЛЕСКИЙ.

«ГАЗЕТА», 15.11.2004 г.

© TURKMENISTAN.RU, 2017
Версия для печати