Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
09.01.01 10:44

ТУРКМЕНБАШИ СОБИРАЕТ КАСПИЙСКИЙ САММИТ

Настойчивость туркменского лидера, вот уже третий год целеустремленно проводящего в своей политике тезис о том, что развязать «каспийский узел» можно только при личном участии глав прикаспийских государств, кажется, принесла, наконец, первый результат. На минувшей неделе во время телефонного разговора президентов России и Туркменистана Владимир Путин согласился с предложением Сапармурата Ниязова о проведении неформального Каспийского саммита глав прибрежных государств уже в ближайшем будущем. Причем, если прежде российский президент просто констатировал свою солидарность с высказываниями Туркменбаши о необходимости проведения подобной встречи, то на сей раз Владимир Путин положительно отнесся к идее организации Каспийского саммита в Туркменистане еще в первом квартале текущего года.

По сведениям, полученным Turkmenistan.Ru из надежных источников, саммит глав прикаспийских государств - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана - может пройти в конце февраля - начале марта в городе Туркменбаши (бывший Красноводск). Кроме Владимира Путина, согласие на участие во встрече глав прибрежных стран уже дал президент Исламской Республики Иран Сеид Мохаммад Хатами. Об этом сообщил журналистам иранский посол в Ашхабаде Сейид Эбрахим Деразгису.

Предполагается, что саммит будет носить неформальный характер и пройдет в режиме свободного обмена мнениями. По замыслу Туркменбаши, такая форма встречи, не предусматривающая строгой повестки дня, позволит найти точки соприкосновения в позициях прикаспийских государств по главному вопросу - определению нового международно-правового статуса Каспия.

Как известно, в настоящее время имеют место три подхода к возможному будущему разграничению на уникальном водоеме. Россия и Казахстан выступают за раздел дна Каспия при сохранении в совместном пользовании толщи воды и поверхности моря-озера. И не только выступают: между двумя государствами уже действуют документы, предусматривающие именно подобное разграничение.

Еще две прикаспийские страны - Иран и Туркменистан - подходят к выработке нового статуса практически с единой позицией. Ашхабад и Тегеран считают, что, в случае раздела Каспия на национальные сектора, он должен быть поделен по принципу равных долей, причем, с одинаковой юрисдикцией как дна, так и водной толщи. При этом Туркмения и Иран являются категорическими противниками активности на Каспии военно-морских флотов. Они считают, что на водоеме должны действовать только различные механизмы, обеспечивающие пограничный, таможенный, экологический контроль. Две страны выступают за сохранение Каспия в качестве зоны мира, взаимопонимания и сотрудничества, свободной от военной активности.

Пятое государство «каспийской пятерки» - Азербайджан – еще в начале 90-х закрепило в своей Конституции понятие национального сектора на Каспии. Правда, это не помешало Баку выйти за пределы очерченных им самим же в одностороннем порядке границ так называемого азербайджанского сектора. Речь идет о геологоразведочных работах и промышленной эксплуатации месторождений Чираг и Азери, первое из которых частично, а второе полностью Туркменистан, на основании существовавших в Советском Союзе карт разграничения между республиками, а также международных методик проведения срединных линий, считает своими.

В последнее время, однако, Баку, всегда гордившийся своей последовательностью в каспийских вопросах, стал подавать явные знаки к тому, что он готов уступить нажиму Москвы и скорректировать свою позицию, пусть даже и в ущерб собственной Конституции. Таким образом, не исключено, что намеченный на ближайшие дни визит российского президента в Азербайджан ознаменуется согласием Баку на предлагаемый Москвой и Астаной вариант раздела водоема по его дну с помощью срединной линии, при сохранении в общем пользовании водной толщи и поверхности и подходе к спорным территориям по принципу 50 на 50. Последнее означает, что если какие-то месторождения расположены в той части дна моря, на которое могут претендовать две различные страны, то они должны эксплуатировать их совместно по принципу равного финансирования и равнозначной выгоды.

В любом случае, совершенно очевидно, что присоединение Баку к подходу Москвы и Астаны

не приведет к существенному изменению «диспозиции» сторон на Каспии. Вопрос определения нового международно-правового статуса водоема невозможно решить без консенсуса всех прикаспийских государств. А потому, видимо, всем руководителям прибрежных стран придется прислушаться к призывам Сапармурата Ниязова, настаивающего на вынесении каспийской проблемы на самый высокий, президентский уровень. Тем более что многолетние дебаты экспертов, заместителей министров иностранных дел, а в последние месяцы еще и специальных представителей президентов, оказались, может быть, и полезным, но явно недостаточным инструментом, с помощью которого можно решить столь сложный и одновременно судьбоносный для региона вопрос.

© TURKMENISTAN.RU, 2018
Версия для печати