Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
09.11.16 11:15

МАГИСТРАЛИ XXI ВЕКА

В преддверии Глобальной конференции по устойчивой транспортной системе, которая пройдет в Ашхабаде под эгидой ООН 26-27 ноября 2016 года.

Огромен геополитический и геоэкономический потенциал новых международных транспортных магистралей, которые создают «коридоры развития», вовлекая в свою орбиту огромные пространства, трудовые ресурсы, значительные инвестиции. Огромное экономическое, социальное и гуманитарное значение международных транспортных проектов Туркменистана для всего региона отмечают сегодня многие политики и аналитики, которые подчеркивают, что они обеспечивают внутриконтинентальным странам Центральной Азии выход к Мировому океану, способствуют ускорению интеграции и широкому международному сотрудничеству.

Считая, что будущее за комбинированной системой транспортного сообщения с выходом на крупнейшие международные и региональные морские, речные, автомобильные, железнодорожные и воздушные узлы, их оптимальное сочетание и использование преимуществ каждого из них, Туркменистан уделяет приоритетное внимание модернизации и комплексному развитию своего транспортно-коммуникационного комплекса, созданию мультимодальных систем и крупных логистических узлов национального и континентального значения. Транспортная стратегия Туркменистана основана на долгосрочном стратегическом мышлении, учитывающей и исторический опыт, и выгодное географическое положение страны на перекрестке международных путей сообщения, способствующие превращению страны в крупный транспортно-логистический центр евразийского масштаба. Именно с учетом этой перспективы модернизируется национальная транспортная система, реализуются крупные инфраструктурные проекты внутри страны и международные транспортные инициативы Туркменистана.

Так, на недавнем заседании туркменского правительства обсуждалась программа развития и преобразования железнодорожной отрасли Туркменистана на 2017-2030 годы, предусматривающая модернизацию деятельности этой отрасли, ее совершенствование в соответствии с международными стандартами, реконструкцию и электрификацию железных дорог. Проекция на будущее содержится в проектах создания международных железнодорожных транспортных коридоров, как уже осуществленных, так и находящихся в стадии реализации или только планируемых.

Введенная в эксплуатацию железнодорожная магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран способна транспортировать до 10–12 миллионов тонн грузов в долгосрочной перспективе и создает возможность подключения к транспортной инфраструктуре в южном и восточном направлениях, с выходом на крупные динамично развивающиеся рынки, что способствует созданию масштабных и перспективных геоэкономических конфигураций. Железнодорожная магистраль Туркменистан – Афганистан – Таджикистан, первая очередь которой уже практически готова к вводу в строй, станет частью Азиатского международного транспортного коридора, который, пройдя по территории Туркменистана, Афганистана, Таджикистана и Кыргызстана, выйдет на разветвленную железнодорожную сеть Китая и через него – на быстроразвивающиеся государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом, трансафганская железная дорога станет «золотым звеном» Азиатского железнодорожного коридора, а он, в свою очередь, – важнейшим сегментом международной сети транспортных коммуникаций, соединяющим две части огромного континента – Европу и Азию.

Перспективы для увеличения числа участников имеет проект международного транзитно-транспортного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман, к которому проявляют интерес и другие страны региона.

Огромный потенциал закладывается в крупные инфраструктурные объекты, например, недавно открытый международный аэропорт Ашхабада, полномасштабное использование резервов которого увеличит вклад транспортной отрасли в национальный ВВП и обеспечит рост транзитного потенциала страны. На опережение рассчитано и строительство международного морского порта Туркменбаши, вокруг которого в Прикаспийском регионе формируется один из ключевых логистических центров страны, призванный координировать грузопотоки, используя морской, автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорты. В ходе февральской поездки на этот строящийся объект президент Гурбангулы Бердымухамедов акцентировал внимание партнеров на необходимости учитывать перспективы будущего развития как национальной экономики, так и самого международного морского порта, в частности, предусмотреть рост загрузки терминалов порта, расширение их специализации. Призывая исполнителей проекта работать на опережение, глава государства подчеркнул, что следует брать на вооружение новейшие научные разработки в этой области и технику последнего поколения.

Международные инициативы Туркменистана по созданию транзитно-транспортных коридоров предусматривают использование всех видов транспорта и их эффективных связок в интермодальных системах. Активизации сообщения между Азией и Европой служат инициативы президента Гурбангулы Бердымухамедова о разработке проекта соглашения о сотрудничестве в области транспорта на Каспийском море и создании Каспийского регионального транспортно-логистического центра как одного из элементов практического осуществления такого взаимодействия. Туркменистан поддерживает проект Международного союза автомобильного транспорта (IRU) «Модельное шоссе» для Центральной Азии, имеющий стратегическое значение в обеспечении торгово-экономических и транспортных связей внутриконтинентальных стран региона с главными мировыми рынками посредством автомобильного транспорта. Особое значение для Туркменистана как энергетической державы имеет развитие такого вида транспорта, как магистральный газопровод, необходимого для доставки своих энергоносителей на мировые рынки.

Магистральный трубопровод, которым обладает не каждое, даже развитое, государство мира, представляет собой сетевой транспорт сложного типа, который функционирует в разных государственно-пространственных координатах. Эксперты считают, что по критериям экономической эффективности трубопроводный транспорт значительно превосходит традиционные перевозки другими видами транспорта, хотя и связан с определенными рисками.

В отличие от традиционных видов транспорта, ориентированных на выполнение одной явной функции – перевозку грузов, – магистральные нефте- и газопроводы осуществляют широкий комплекс функций. Кроме основной функции транспортировки энергопродуктов они служат важным фактором экономической и политической стабильности в мире, благополучия человечества. По мнению некоторых авторов, наличие магистрального трубопроводного транспорта определяет геополитический статус страны, ибо он является своеобразным маркером «заметного интеллектуального потенциала», «творческого духа и духовной энергии народа». Проекты Туркменистана по строительству транснациональных магистральных трубопроводов получают поддержку международных финансовых структур и одобрение мировой общественности. Одним из свежих свидетельств этого может служить совместное коммюнике, принятое по итогам международной конференции «Сотрудничество во имя благополучия и мира», проведенной в бельгийской столице 4–5 октября с участием делегации Туркменистана, в котором отражена поддержка строительства газопровода ТАПИ, железных дорог и ЛЭП в регионе.

Наличие современной мультимодальной транспортной инфраструктуры в Туркменистане, занимающем выгодное географическое положение на перекрестке магистральных торгово-транспортных путей континента, позволяет стране активно продвигать различные идеи создания транзитных коридоров по направлениям Север – Юг и Восток – Запад. Они обсуждаются в двустороннем и многостороннем форматах, проводятся презентации транзитного потенциала страны на зарубежных площадках. Только в этом году вопросы взаимодействия в транзитно-транспортной сфере обсуждались в ходе визита президента Гурбангулы Бердымухамедова в Саудовскую Аравию, на переговорах с эмиром Государства Катар в Ашхабаде, на встречах главы Туркменского государства с заместителем Генерального секретаря ООН, исполнительным секретарем Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), министром транспорта, мореходства и связи Турецкой Республики и т. д.

В минувшем мае на 96-м заседании комитета по морской безопасности Международной морской организации (ММО) в Лондоне делегация Туркменистана впервые провела презентацию «Инициативы Туркменистана по созданию транснациональных транзитно-транспортных коридоров» для ознакомления участников заседания с проектами по созданию мультимодальных транзитно-транспортных коридоров и с возможностями международного морского порта Туркменбаши. В конце июля посольство Туркменистана в Республике Таджикистан инициировало проведение туркмено-таджикской конференции по транспортно-транзитным коридорам, на которой подчеркивалась стратегическая важность мультимодальных коридоров для Центральной Азии и Евразии в целом для совместного достижения целей устойчивого развития. Роль международных инициатив президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, нацеленных на создание глобальной архитектуры транспортных и транзитных коридоров XXI века, была подчеркнута на недавно проведенных в Ашхабаде 21-м заседании рабочей группы по устойчивому транспорту, транзиту и интеграции Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии и международном медиа-форуме.

Международные транспортные инициативы Туркменистана были озвучены также с мировых трибун, в том числе на 71-й сессии Генассамблеи ООН. Туркменистану принадлежит идея разработки специальной программы ООН по развитию транспорта, предусматривающей изучение транзитно-транспортных возможностей между Каспийским и Черным морями, Средней Азией и Ближним Востоком. Как известно, документы международной конференции высокого уровня, посвященной роли транзитно-транспортных коридоров в обеспечении глобального сотрудничества и устойчивого развития, проведенной в Ашхабаде в сентябре 2014 года, составили основу первой резолюции Генассамблеи ООН «Роль транспортно-транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества для устойчивого развития», а в конце прошлого года была принята вторая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по международной транспортной проблематике, представленная Туркменистаном при соавторстве 85 стран.

Значительный вклад Туркменистана в развитие взаимовыгодных экономических межгосударственных и межрегиональных связей, в интенсификацию транзита грузовых и пассажирских потоков, а также в активное продвижение конструктивных инициатив в этой сфере обусловили решение о проведении именно в Ашхабаде первой Глобальной конференции по устойчивой транспортной системе, к открытию которой и приурочены такие важные события, как торжественная сдача в эксплуатацию первой очереди Азиатского международного железнодорожного коридора – участка Атамырат – Имамназар – Акина, а также терминала по приему, хранению и отгрузке нефтепродуктов на таможенном пункте «Имамназар».

Транспортная сфера имеет стратегическое значение для каждой страны как в плане развития национальной экономики, так и ее геополитического статуса. Для мира в целом эффективная транспортная система с альтернативными коридорами, предоставляющими свободу выбора экономически выгодного маршрута, – это условие глобального устойчивого развития. Международные транспортные проекты и инициативы Туркменистана по созданию транзитно-транспортных коридоров основаны на сопряженности национальных и всеобщих интересов, на учете глобальных трендов, которые отводят транспортному сегменту роль одного из локомотивов развития мировой экономики, мощного интеграционного ресурса, способного обеспечить благоприятные экономические перспективы государствам и регионам, содействовать совместимости их стратегических интересов.

Огульгозель РЕДЖЕПОВА, доктор философских наук,

Архив президента Туркменистана

 

© TURKMENISTAN.RU, 2017
Версия для печати