Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
16.01.13 12:44

Выступление Президента Гурбангулы Бердымухамедова на встрече с депутатами Меджлиса Туркменистана

В своем выступлении на встрече с депутатами Меджлиса Туркменистана Президент Гурбангулы Бердымухамедов подвел итоги работы, выполненной за прошедший период, и обозначил программу действий на ближайшее время и на перспективу с учетом стоящих перед страной задач.

Подчеркнув, что в соответствии с Конституцией страны в этом году депутаты Меджлиса Туркменистана четвертого созыва завершают свою работу, глава государства подвел некоторые итоги законотворческой деятельности национального парламента. Было отмечено, что за этот период проведено 17 заседаний Меджлиса, принято в общей сложности 373 документа, в том числе 192 закона и 181 постановление. Среди этих документов имеется 28 постановлений о ратификации Туркменистаном международных договоров или присоединении к этим договорам.

Таким образом, подчеркнул Президент Гурбангулы Бердымухамедов, депутаты Меджлиса четвертого созыва внесли большой вклад в реализацию начатых в стране преобразований. Проводимое совершенствование национального законодательства необходимо для продолжения нашей работы по строительству демократического правового светского государства, законодательному обеспечению развития наиболее важных сфер жизни общества и государства, всестороннему развитию экономики, науки и культуры, по улучшению социально-бытовых условий жизни населения, дальнейшему расширению и защите прав и свобод человека и гражданина!

Депутаты Меджлиса четвертого созыва приняли ряд законодательных актов, напрямую связанных с политическими и социально-экономическими правами и свободами. В их ряду - Закон «О политических партиях», Семейный кодекс Туркменистана, Трудовой кодекс, Кодекс Туркменистана «О социальной защите населения», Закон «О средствах массовой информации», множество законодательных актов, касающихся совершенствования избирательной системы страны.

Таким образом, в настоящее время в нашей стране создана прочная законодательная база, вобравшая в себя основные направления мирового опыта законотворчества. Проведенная работа, наряду с ратификацией и присоединением к важнейшим Конвенциям Организации Объединенных Наций, всесторонне содействует успешной интеграции нашего государства в мировое правовое пространство. А Основной Закон нашей страны гарантирует все гражданские права и свободы, отвечающие нормам международного права. Мы с уверенностью можем говорить об этом!

Принятые вами законы и другие законодательные акты способствуют успешному решению задач политического, экономического и социального развития Туркменистана. Об этом свидетельствуют и итоги ставших уже историей прошедших четырех лет.

Итоги государственного развития, подведенные на состоявшемся недавно заседании Кабинета Министров, свидетельствуют о том, что и в прошлом году был сделан еще один важный шаг на пути воплощения в жизнь реформ, призванных кардинальным образом преобразить нашу страну, обеспечить ее дальнейшее процветание.

Ежегодный рост ВВП Туркменистана составляет 111 процентов, в стране растет инвестиционная активность. Большинство отраслей экономики в минувшем году достигли намеченных рубежей. Ширится движение предпринимателей, их деятельность занимает важное место в жизни страны. Хорошие результаты дает и поддержка, оказываемая сельским товаропроизводителям. Поэтому мы заметно продвинулись вперед в решении задачи полного обеспечения населения основными продуктами питания.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия прошлого года, в стране выращен и собран богатый урожай продовольственной пшеницы и хлопка. Значительно возросло производство продукции сельского хозяйства. Таким образом, последовательно и успешно решаются задачи, поставленные Программой Президента Туркменистана, одобренные Советом старейшин в октябре 2012 года и рассчитанные на предстоящие пять лет!

Выделив ряд важных вопросов, касающихся дальнейшего совершенствования работы национального парламента и устранения имеющихся в ней недостатков, глава государства в качестве примера остановился на реформах в системе образования.

- Мы уделяем неослабное внимание такому вопросу, как закрепленное Конституцией право граждан на получение образования, - сказал Президент Гурбангулы Бердымухамедов. - Совершенствование системы образования как духовной, социальной, экономической и культурной основ продвижения общества вперед является приоритетным направлением государственной политики.

Принятый депутатами Меджлиса Закон Туркменистана «Об образовании», обеспечил, в основном, исполнение отраженных в Конституции положений, но, пока этот Закон принимался, он уже отстал от жизни. Отдельные направления, в значительной степени отражающие современные тенденции в международной системе образования, в этот Закон не введены.

С трибуны Совета старейшин я изложил свои предложения по изменению концепции реформирования системы образования. В них, в частности, говорилось о продлении срока обучения в общеобразовательной школе до 12 лет, в том числе, и реализации права граждан на получение образования на платной основе, однако законодательно эти вопросы до сих пор не урегулированы. А время ведь не ждет, тем более что преобразования, намеченные к проведению в системе образования, планируется осуществить в ближайшее время.

Считаю целесообразным, чтобы Меджлис Туркменистана совместно с Министерством образования и другими министерствами и отраслевыми ведомствами подготовил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Туркменистана «Об образовании» и на первом же заседании рассмотрел этот законопроект.

- Отстаем мы и в решении вопроса подготовки Жилищного кодекса, - отметил далее глава государства. - Уверен, в ближайшем будущем будет подготовлен документ, полностью гарантирующий реализацию закрепленного Конституцией права гражданина на жилье. Депутаты Меджлиса Туркменистана должны приложить максимум усилий для подготовки и принятия данного закона, направленного на формирование и развитие рынка жилья как одной из составляющих новых экономических отношений.

В условиях постепенного перехода к рыночной экономике социальная защита граждан страны всегда была и остается в центре внимания государства. Мы никогда не забываем об отдельных категориях граждан – многодетных семьях, пожилых людях и детях, инвалидах, пенсионерах, словом, о тех, кто нуждается в помощи государства. Об этом свидетельствуют бесплатное обеспечение населения газом, электроэнергией, питьевой водой, поваренной солью и бензином, символическая плата за жилье и коммунальные услуги, выдача кредитов для покупки жилья и очень низкие налоги.

Все сказанное должно быть отражено в работе законодателей. И Кодекс Туркменистана «О социальной защите населения» также требует доработки.

В октябре прошлого года на Совете старейшин мы отмечали, что в работе Генгешей имеются многочисленные недостатки, негативно влияющие на жизнь селян. В целях повышения эффективности работы органов местного самоуправления, сокращения расходов на управление, обеспечения надлежащего исполнения Генгешами полномочий, возложенных на них Конституцией и законами Туркменистана, а также рационального территориального размещения населения, максимального приближения сельского населения к административным центрам, оказания на селе необходимых услуг, надо провести мероприятия по укрупнению административно-территориальных единиц, подготовить предложения по формированию бюджетов Генгешей.

При подготовке проектов нормативно-правовых актов, связанных с этой работой, а также при изучении предложений о выборе одного этрапа в каждом велаяте в качестве экспериментального в ходе проведения административно-территориальных преобразований Меджлис Туркменистана должен стать координирующим органом.

Важен и вопрос приведения существующей практики административно-территориального деления в соответствие с законодательством Туркменистана. Считаю, что будет целесообразным, чтобы Меджлис Туркменистана вместе с Кабинетом Министров подготовил предложения о создании специального государственного органа по вопросам регионального развития на перспективу.

Также необходимо продолжить работу в области совершенствования национального законодательства о выборах и приведения его в соответствие с Основным Законом страны и нормами международного права. Кроме того, следует совершенствовать правовые нормы, гарантирующие гражданам Туркменистана соблюдение одного из важнейших политических прав – права выбирать и быть избранным, а в будущем разработать и принять Избирательный кодекс.

В этом году, подчеркнул глава государства, в центре внимания депутатов Меджлиса должны быть вопросы дальнейшего совершенствования правовых основ налогово-бюджетной системы, им необходимо по-новому подойти к подготовке Государственного бюджета как основного инструмента формирования, распределения и использования финансовых средств и контроля над его действенным исполнением.

В связи с этим, учитывая возможность предварительного планирования, определения стратегических направлений экономического развития страны, следует ускорить разработку нового, более передового метода осуществления финансово-экономической политики, предусматривающего утверждение Госбюджета на 2-3 года. Все это должно быть отражено в усовершенствованном Бюджетном кодексе.

Необходимо ускорить подготовку Бюджетного кодекса страны в соответствии с самыми современными мировыми стандартами. К подготовке Бюджетного кодекса Туркменистана следует привлечь специалистов министерств и отраслевых ведомств, высших учебных заведений, ученых, юристов. Эту важную работу нужно завершить до окончания срока полномочий депутатов Меджлиса четвертого созыва.

Как и прежде, большое значение будет придаваться поощрению частного предпринимательства, инвестиционной активности хозяйственников, иностранных инвесторов. Решение стоящих перед страной задач по наращиванию промышленных мощностей за счет строительства новых предприятий, реконструкции имеющихся производств требует создания соответствующих условий, повышения привлекательности наших рынков для иностранных инвесторов и их конкурентоспособности. В дальнейшем следует предусмотреть более серьезные правовые гарантии и другие льготы для наших партнеров.

В центре внимания депутатов Меджлиса также должны быть вопросы повышения урожайности сельскохозяйственных культур за счет внедрения достижений науки в сельскохозяйственную отрасль, изучения почвенно-климатических условий велаятов в целях соблюдения требований по ведению севооборота, внедрения в производство передовых достижений в семеноводстве, рационального использования земельно-водных ресурсов, улучшения мелиоративного состояния посевных площадей.

Помимо этого, необходимо продолжить работу по совершенствованию методов управления сельским хозяйством, созданию прочной правовой базы для надлежащей организации работы велаятских и этрапских сельскохозяйственных акционерных обществ, в настоящее время не способных продуманно и эффективно организовать свою деятельность.

Неослабное внимание должно уделяться контролю за исполнением нормативно-правовых документов, касающихся агропромышленного комплекса. В этом направлении предстоит очень большая работа, что свидетельствует о наличии некоторых недостатков в исполнении принятых Меджлисом страны законодательных актов. Необходимо изучать мировой опыт управления сельским хозяйством и на этой основе имплементировать в национальное законодательство международные нормы регулирования деятельности этой отрасли!

В нынешних условиях перехода к основанной на рыночных отношениях экономике большое значение имеет регулирование гражданско-правовых отношений. Неприкосновенность и равенство прав всех форм собственности, свобода при заключении договоров, равенство прав сторон гражданско-правовых отношений являются основными принципами урегулирования товарно-денежных отношений.

Со времени принятия Гражданского кодекса, регулирующего эти вопросы, прошло более 15 лет. Требует обновления и большой пакет законов, принятых на основе данного кодекса в целях обеспечения условий для постепенного перехода к рыночной экономике.

И потому считаю, что целесообразно и далее совершенствовать гражданское законодательство. Депутаты должны отнестись к этому вопросу с позиции проведения правовых реформ и учитывая необходимость применения новых общественно-правовых и индивидуально-правовых схем урегулирования рыночных методов и общественных отношений, а также дальнейшего развития гражданского права.

Депутаты Меджлиса Туркменистана должны совместно с Правительством страны проанализировать, насколько отвечают современным требованиям общественного развития принятые в первые годы независимости юридические документы о ценных бумагах и товарно-сырьевых биржах. В случае необходимости внести в них соответствующие изменения и дополнения, либо, приняв в новом, упорядоченном виде, обновить эти законодательные документы.

В связи с этим хочу отметить, что пока Меджлис не осуществляет надлежащего контроля над исполнением принятых им законов. Депутаты принимают законы, а потом начисто забывают о них. А кто после этого должен работать с принятыми законами, какой из правительственных органов должен готовить документы, принимаемые на основе этих законов? Отвечают ли эти документы положениям принятого закона? Этим вопросам депутаты уделяют недостаточно внимания.

Вот почему некоторые отраслевые ведомства и до сего времени работают по принятым еще в давнем прошлом нормативным документам, а часть законодательных норм и вовсе не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В этом есть вина и прокуратуры, и Министерства адалат, потому что именно эти ведомства должны осуществлять надзор за исполнением законов.

Приведу лишь один из многих примеров тому. Меджлис Туркменистана принял Закон «Об акционерных обществах». На основе этого закона были созданы сельскохозяйственные акционерные общества, а затем они были преданы забвению. К сожалению, этим вопросом не занимались ни Меджлис, ни Кабинет Министров, ни прокуратура и Министерство адалат.

Проведенная недавно по моему поручению проверка показала, что работа, которую ведут сельскохозяйственные акционерные общества со времени своего создания, не отвечает требованиям закона, при их открытии не был создан базовый капитал, не выпущены акции. Акционеры не принимают участия в работе обществ, не проводятся годовые собрания, не распределяется прибыль. Помимо этого, в деятельности обществ имеются многочисленные финансовые нарушения. К тому же, в некоторых случаях депутаты Меджлиса готовят законодательные документы низкого качества.

Резюмируя вышесказанное, глава Туркменского государства констатировал, что работа Меджлиса требует перестройки и рекомендовал руководителю национального парламента при возникновении необходимости подать предложения о создании дополнительных комитетов Меджлиса, обязательно их обосновав.

Отметив важность вопроса о роли гражданско-процессуального права – с точки зрения обеспечения доступности справедливого правосудия, соблюдения прав участников гражданского судопроизводства, эффективной защиты и восстановления интересов общества и государства Президент страны подчеркнул, что депутатам необходимо ускорить проводимую работу по подготовке Гражданско-процессуального кодекса. Этот Кодекс, отметил глава государства, должен отвечать требованиям рыночной экономики и на нынешнем этапе развития общественных и экономический отношений должен быть направлен на урегулирование решений гражданского судопроизводства. В новом Кодексе в гражданских делах следует сохранить принципы состязательности и равноправия сторон, придав судам по гражданским делам высокие полномочия и опору на закон.

В настоящее время следует уделить большое внимание внесению комплексных взаимосвязанных поправок в положения законодательных актов, касающихся ведения уголовных дел и исполнения наказания по уголовным делам. Иными словами, проводимая государством политика по вопросам уголовного права направлена на дальнейшее исключение из уголовных дел правонарушений, не наносящих обществу большого вреда.

Эти правонарушения должны быть переведены в разряд административных правонарушений и за них следует установить административную ответственность. Также необходимо заново пересмотреть степень тяжести отдельных преступлений и снизить меры наказания за них.

Было бы целесообразным завершить работу по подготовке нового Кодекса об административных правонарушениях депутатами Меджлиса четвертого созыва до окончания срока их полномочий. В этом Кодексе, исходя из гуманной политики государства, должно найти свое воплощение не столько суровость мер наказания, а сколько неотвратимость несения ответственности за правонарушение. Лишь в этом случае мы сможем добиться торжества законов в обществе и государстве, соблюдения правопорядка.

Выражаю уверенность в том, заключил глава государства, что законодательный орган страны успешно реализует новые, более ответственные задачи по правовой поддержке внешней политики нашего государства. Ее основные принципы получили конкретное воплощение в принятой нами Концепции внешнеполитического курса Туркменистана на 2013-2017 годы. Сейчас необходимо подготовить предложения по внесению в законодательство страны изменений и дополнений, вытекающих из новой Концепции внешнеполитического курса государства. В связи с этим нужно вести плодотворную работу по укреплению отношений с парламентами зарубежных государств и приданию им систематического характера, сотрудничеству с международными организациями, и в первую очередь, с Организацией Объединенных Наций!

Далее глава государства отметил, что окончание в 2013 году срока полномочий обязывает депутатов Меджлиса четвертого созыва, успешно завершив рассчитанную на пять лет программу разработки и принятия законов, подвести итоги своей работы, создать надежную базу для работы депутатов следующего созыва, а также на высоком организационном и политическом уровне провести выборы новых парламентариев, до которых осталось совсем немного времени.

Характер этих выборов определяется тем, подчеркнул лидер нации, что наша страна вступила в абсолютно новую эпоху. За победу на парламентских выборах будут вести конкурентную борьбу представители как минимум двух партий. Это придаст мощный импульс предвыборной кампании и позволит избирателям предложить в законодательный орган страны наиболее достойных представителей. Думаю, что среди вновь избранных депутатов Меджлиса будут и некоторые из нынешних депутатов. Они должны передавать вновь избранным депутатам опыт работы и накопленные ими знания.

Завершая свое выступление, Президент страны выразил уверенность в том, что депутаты Меджлиса четвертого созыва, еще более укрепив законодательную базу во имя достижения конституционных целей – строительства на древней и священной туркменской земле демократического правового светского государства, приумножат торжество новой эпохи родной Отчизны – эпохи могущества и счастья!

Государственное информационное агентство Туркменистана (TDH)

 

© TURKMENISTAN.RU, 2017
Версия для печати