Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
26.02.12 21:20

Ориентиры остаются прежними: благо народа, процветание страны, укрепление мира

Интервью вновь избранного Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова журналу «Туркменистан»

Пять лет назад, сразу после избрания на высший государственный пост Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, журнал «Туркменистан» стал первым периодическим изданием, получившим возможность  взять интервью у нового руководителя государства.  Следуя сложившейся доброй традиции, вступив на высший государственный пост во второй раз, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов вновь любезно согласился ответить на вопросы журнала «Туркменистан».

– Уважаемый господин Президент! Позвольте поздравить Вас с переизбранием на пост руководителя государства и пожелать Вам много сил и крепкого здоровья в Вашей неустанной деятельности.

– Благодарю вас за поздравления. Позвольте мне, в свою очередь, воспользовавшись этой встречей, передать через популярное и в нашей стране российское издание слова сердечной благодарности всем тем, кто в эти дни обращался ко мне со словами поздравлений и поддержки. Я искренне горжусь доверием своего народа и постараюсь оправдать те надежды, которые люди связывают с моей деятельностью.

Однако давайте считать торжества и чествования делом прошедшим и вернемся к текущим, первоочередным делам. Думаю, нет необходимости традиционного в таких случаях перечисления всего того, что нашей стране удалось достичь за минувшие пять лет: все вы и так хорошо осведомлены о наших достижениях. А вот нерешенных задач у нас все еще хватает. Предлагаю именно на них заострить ваше внимание.

– И все же, уважаемый господин Президент, в столь знаковый момент невозможно обойтись без вопросов, перекидывающих мост из времени прошлого в настоящее. Все мы были свидетелями того, как стремительно и кардинально менялась страна за последние пять лет. А что Вы можете сказать о собственных ощущениях? Как изменились Вы лично за эти годы?

– Я ждал сложных вопросов, но не предполагал, что вы сразу с них и начнете…. Помимо того, что я стал старше, а значит и опытнее, ко мне пришло новое понимание всей той безмерной доли ответственности, которая возложена на первое лицо государства. С одной стороны, в душе не осталось места для компромиссов в принципиальных вопросах, касающихся жизни страны. С другой стороны, в особенности, когда речь идет о международных отношениях, стало ясно, что здесь практически не бывает готовых рецептов решения сложных вопросов, и всякий раз надо заново проходить долгий путь поиска приемлемого результата. Это учило гибкости и терпению.

Обретенная пять лет назад должность потребовала и нового уровня кругозора, новых знаний. И потому все это время можно было бы сравнить и со студенческими годами обретения фундаментальных познаний. Когда речь идет о президентских обязанностях, то поговорка «век живи, век учись» как нельзя более точно соответствует моему образу жизни.

Счастлив тем обстоятельством, что круг обретенных обязанностей все же оставил для меня возможность творческой и научной работы, что порой служило мне лучшим способом отдыха от текущих дел. Надеюсь и дальше сохранять для себя эту творческую «отдушину»…. Думаю, что должность не изменила меня как человека в отношениях с самыми близкими людьми, семьей, родителями.

– Не секрет, что в международных отношениях очень многое зависит от степени доверительности общения между руководителями государств. Пять лет назад Вы новичком вступили в международный «клуб» президентов. Как быстро Вам удалось обрести уровень доверительности контактов на высшем уровне?

– Это было несложно достичь еще и потому, что внешнеполитический курс нашего государства, основанный на принципах нейтралитета, сохраняет неизменную стабильность и достаточную степень прозрачности. Туркменистан считает основным условием плодотворности международных контактов обеспечение стратегической стабильности и мира и полное следование Уставу Организации Объединенных Наций.

Наша страна целенаправленно проводит политику миротворчества и добрососедства, активного содействия работе по достижению согласия и устойчивого развития мирового сообщества. Мы категорически против практики применения военной силы в качестве инструмента внешней политики и межгосударственных отношений, выступили с рядом инициатив по поддержанию мира и стабильности в Центральной Азии и зоне Каспийского бассейна на региональном и международном уровне. Эти инициативы получили одобрение и поддержку в мировом сообществе. Когда осуществляемая страной политика понятна и предсказуема, то это и дает ощущение доверия к стране в целом и к ее руководителю, в частности. Потому, с удовольствием могу отметить искренность и дружественность отношений, сложившихся у меня лично за эти годы с лидерами многих государств и главами авторитетных международных организаций.

Но это скорее не моя личная заслуга, а, прежде всего, следствие многократно возросшего авторитета нашей страны на международной арене. Полагаю, что весьма наглядной иллюстрацией высокого уровня доверительности и взаимоуважения, установленного с лидерами многих зарубежных государств, стал поток поздравлений и телеграмм, поступивших в эти дни в мой адрес.

– Уважаемый господин Президент! А как Вы выстраиваете отношения со своими ближайшими подчиненными – членами Кабинета Министров Туркменистана? Какими основными принципами Вы руководствуетесь при подборе людей на руководящие должности?

– Как вы уже успели заметить, я уже воспользовался своим конституционным правом сформировать новый состав Кабинета Министров и в высших эшелонах исполнительной власти произошли определенные изменения. Если вы внимательно следили за деятельностью Кабинета Министров Туркменистана в последние годы, то, наверное, обратили внимание на слаженность и четкость его работы, и проведение сколько-нибудь кардинальных «чисток» в его составе никогда не было самоцелью. Шла естественная в таких случаях ротация кадров. Уходил тот, кто не справлялся со своими обязанностями, на смену приходили те, кто наилучшим образом зарекомендовал себя в работе. Так будет и впредь.

По возрастному составу нынешний Кабинет Министров достаточно «молод». Смею полагать, что это сложившаяся команда единомышленников, отдающая себе отчет в высоких требованиях, которые к ней предъявляет время. Конечно же, сегодня перед Правительством будут стоять гораздо более ответственные задачи, чем прежде, и на послабления за прежние заслуги никто не сможет рассчитывать. Доверие и соответствующие полномочия получат те, кто в полной мере будет отвечать требованиям времени.

Уже только за последние пять лет страна получила большой приток квалифицированных специалистов, прошедших обучение в престижных вузах Европы, Азии и СНГ. Готов сегодня подтвердить самые благоприятные перспективы карьерного роста на государственной службе для наиболее одаренных и старательных. При этом замечу, что, как и прежде, самым строгим образом будет контролироваться степень добросовестности и честности работников государственного аппарата.

– Уважаемый господин Президент! Какие из упомянутых Вами ответственных задач, стоящих перед Правительством, Вы выделяете как приоритетные?

– Перечень приоритетных направлений деятельности на ближайшие годы достаточно полно отражен в моей предвыборной программе, и все же позволю себе остановиться на важнейших направлениях.

Прежде всего, это курс на дальнейшую индустриализацию экономики. Нам предстоит проделать огромную работу по созданию новых современных производственных мощностей с полным циклом переработки. Речь идет решительно обо всех сферах национальной экономики – будь то топливно-энергетический комплекс, химическая промышленность, сельское хозяйство или производство строительных материалов и другие направления.

Еще вчера мы гордились тем, что за годы независимости смогли довести уровень переработки хлопка-сырца на отечественных предприятиях с долей процента годового урожая до пятидесятипроцентного рубежа. Сегодня это уже пройденный этап, как, впрочем, и достигнутые показатели по масштабам переработки углеводородного сырья. Не можем мы мириться и с тем обстоятельством, что, с учетом наших грандиозных строительных планов, мы все еще импортируем многие строительные материалы.

Помимо достижения макроэкономических задач, этот курс позволит нам обеспечивать гарантированными рабочими местами растущее население страны, а значит и повышать уровень жизни тружеников. Понятно, что в этом сложном, многогранном процессе нам не обойтись без опыта лучших мировых производителей. И потому нам необходима дальнейшая всемерная поддержка благоприятного инвестиционного климата в стране. Кроме инвестиционного стимулирования профильных отраслей национальной экономики, мы готовы сегодня пойти по пути многих передовых азиатских стран – размещения на своей территории производственных мощностей крупнейших мировых высокотехнологических брендов. Это общемировая тенденция, и наши природные ресурсы и резервы квалифицированной рабочей силы позволяют нам предлагать благоприятные условия для возможных партнеров. Уже сегодня мы располагаем пакетом перспективных предложений от известных мировых производителей, в ближайшее время будем определяться с наиболее выгодными и перспективными предложениями.

Качественный рывок в высокотехнологической сфере невозможен без широкого внедрения инноваций, передовых достижений науки. И тут нам предстоит еще немало потрудиться, чтобы научная база страны соответствовала возрастающим потребностям национальной экономики.

Не стоит забывать о том, что наш курс на интенсификацию экономики имеет главной конечной целью усиление заботы о благе народа. Государство будет только наращивать уровень социальной защиты населения, гарантируя его высокий жизненный уровень, высокий уровень медицинского обеспечения, постоянное совершенствование системы образования, доступность и массовость удовлетворения культурных и духовных потребностей.

– Уважаемый господин Президент! В Вашей предвыборной программе особое место уделено перспективам поддержки частного бизнеса. Могли бы Вы поподробнее остановиться на этой теме? Означают ли эти намерения попытку создания в стране так называемого «среднего класса»?

– Поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса – это не только мои программные намерения, но и конституционные требования, закрепленные в Основном Законе страны. В отличие от большинства развивающихся стран нам удалось наметить свой собственный путь к рыночной экономике, минуя шоковую терапию, кризисы и социальную нестабильность. Конечно, эта дорога длиннее, но она надежнее и, я бы подчеркнул, - нравственнее. Уже сегодня мы имеем довольно многочисленный отряд опытных первопроходцев частного бизнеса, способных потеснить на рынке товаров и услуг многие предприятия государственного сектора. Предприятия сельскохозяйственного производства и переработки агротехнической продукции, торговля, сфера общественного питания, сервисные услуги самого широкого спектра, производство мебели и строительных материалов, текстильные и швейные предприятия, компании, специализирующиеся на капитальном строительстве. Вот далеко не полный перечень точек приложения сил частного туркменского бизнеса.

И все же это только начало. В ближайшие годы мы вправе рассчитывать на гораздо более значительное увеличение доли частного бизнеса в национальной экономике. Стимулом этому послужат шаги, направленные на установление налоговых и законодательных льгот для предпринимателей, совершенствование системы кредитования частного бизнеса, внедрение рыночных механизмов во многие сферы нынешнего администрирования и государственного управления, создание свободного рынка жилья. Надо создать все необходимые условия, чтобы трудолюбивый человек получил простор для реализации своих предпринимательских способностей, не был бы при этом связан издержками неповоротливого законодательства, не зависел бы от прихоти чиновника. И тут есть, над чем поработать и нашим законодательным, и контролирующим органам, и нашим экономистам.

Относительно темы «среднего класса» могу заметить, что она, на мой взгляд, более актуальна для стран с гораздо более ярко выраженным социальным расслоением. Ведь что такое «средний класс» в общепринятых понятиях? Это не олигархи, не крупные владельцы частного бизнеса, но и не деклассированные элементы или неимущие. Так ведь?

Насколько вам известно, в Туркменистане практически нет деклассированных элементов, как нет и людей, живущих только на социальные пособия, а размеры пенсий позволяют поддерживать необходимый жизненный уровень людям преклонного возраста. Так вот наша задача не выращивать искусственно «средний класс», а создать условия жизни и деятельности, при которых условный достаток «среднего класса» стал бы общедоступным для каждой семьи.Где бы ни работал человек – в бюджетной ли организации, на предприятии государственного сектора, в частной ли компании или на предприятии иностранного инвестора – повсюду размеры его заработков в сочетании с солидным государственным социальным пакетом должны в идеале соответствовать уровню жизни условного представителя «среднего класса».

Вот цель, к которой мы будем стремиться и которой мы уже, кстати, частично достигли. Посмотрите на социальный состав обитателей квартир в домах, которые ашхабадцы называют «элитными». Действующие механизмы социальной поддержки позволяют приобретать современное жилье не только состоятельным бизнесменам, но и врачам, учителям, дорожным рабочим, водителям автотранспорта – тем категориям, которые не принято относить к пресловутому «среднему классу».

Конечно же, стремление государства обеспечить высокий уровень жизни населения в целом не исключает возможности солидного роста доходов у возрастающего числа представителей частного бизнеса. Государство заинтересовано в появлении значительного числа состоятельных людей, которые со временем могли бы вкладывать выручаемые средства не только в улучшение качества собственной жизни и наращивание собственного бизнеса, но и выступать в качестве крупных инвесторов в отечественной экономике. Но, повторяю, планка среднестатистического семейного достатка в Туркменистане должна быть многократно выше обычного прожиточного минимума.

– Уважаемый господин Президент! Надо ли в ближайшее время ожидать активизации внутриполитической жизни в стране после недавнего принятия нового Закона о политических партиях?

– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, позволю себе заострить ваше внимание на важнейшем событии политической жизни страны, происшедшем в недалеком прошлом, а именно – на принятии нового Основного Закона – Конституции Туркменистана. Новая редакция Конституции, в которой по сравнению с прежним Основным Законом появилось более пятидесяти принципиальных новаций, базируется на лучших образцах достижений современной теории и практики государственного устройства и права. Она позволила отразить положения международных документов, подписанных и ратифицированных Туркменистаном, поддержать прогрессивные тенденции развития общества, закрепить стратегическую задачу построения демократического правового государства с рыночной экономикой, с высокими жизненными стандартами для людей.

Принимая новую Конституцию, мы старались максимально использовать мировой демократический опыт построения структур законодательной и исполнительной власти. И управленческая модель, предусмотренная новым Основным Законом, на мой взгляд, наиболее полно соответствует перспективам экономического и социально-общественного развития нашей страны. В результате мы получили многофункциональный инструмент развития современного туркменского общества, предусматривающий дальнейшее развитие демократических принципов.

Таким образом, появление Закона о политических партиях, гарантирующее возможность перехода к многопартийной политической системе, стало логичным шагом продуктивного использования конституционного инструментария на определенном этапе демократического развития общества. Обращу ваше внимание на естественность и гармоничность этого процесса в Туркменистане еще и потому, что в современном мире процессы демократизации протекают, зачастую, далеко не однозначно. Вокруг много примеров того, как под демократическими лозунгами на политическую авансцену пробиваются деструктивные, а то и откровенно реакционные силы, сеющие среди людей рознь и непримиримость, ведущие к разобщению и хаосу.

В течение всех лет независимости Туркменистану удавалось сохранять бесконфликтность общественного развития, и мы по праву гордимся этим обстоятельством. И я уверен, страна будет и дальше следовать этим курсом. В этой связи мне видится, что постепенное введение многопартийности целесообразно как еще один эволюционный инструмент поддержания в обществе гражданского согласия и единства устремлений на пути к процветанию.

– Уважаемый господин Президент! Поскольку речь зашла на политические темы, то нельзя оставить без внимания и внешнеполитическую доктрину Туркменистана, столь ярко проявившую себя в период Вашего первого президентского срока. В чем заключен секрет столь разительного успеха политики туркменского нейтралитета?

– Исторический путь развития туркменской государственности во многом определил закономерность появления новой нейтральной модели политического самосознания в рамках деятельности мирового сообщества. Мы формулируем ее фундаментальные положения таким образом: миролюбие, невмешательство в дела других государств, уважение их суверенитета и территориальной целостности, неучастие в международных военных организациях и договорах.

Обретенный Туркменистаном правовой статус не исчерпывает свои политические возможности понятием собственной военной безопасности, а становится важным инструментом обеспечения миротворческих процессов в регионе в целом. Несомненно, что по мере эволюции нашего нейтрального статуса и его укрепления в сознании мирового сообщества в качестве надежного способа достижения безопасности, значительно возрастал и уровень международного политического доверия к Туркменистану. Сегодня мы можем гордиться уровнем и стабильностью доверительных отношений, установившихся между Туркменистаном и ведущими мировыми державами, открытыми партнерскими отношениями с сопредельными странами и другими соседями по региону.

В стране целенаправленно развивается целый комплекс направлений, ориентированных на максимальную вовлеченность Туркменистана в международные связи с целью использования нашего геополитического, экономического, ресурсного и человеческого потенциала и ускоренного вхождения в разряд государств с высоким качеством жизни, динамичной экономикой, стабильными и эффективными отношениями с внешним миром. В этом заключается смысл проводимой Туркменистаном политики международного сотрудничества, раскрывающей новые возможности для развития каждого из его главных направлений – внешней политики, экономики, культурно-гуманитарной и научно-образовательной сфер.

Как нейтральное государство мы можем формировать свою долгосрочную внешнеэкономическую стратегию, опираясь на четкие и внятные принципы, вытекающие из нашего международного статуса. Мы никогда не политизировали и не политизируем экономическое сотрудничество. И этот факт находит должное понимание и высоко ценится нашими партнерами, позволяет развивать равноправные, взаимовыгодные связи с различными странами и компаниями.

Нынешний Туркменистан обладает четко выраженным курсом в международных делах, имеет собственную позицию по таким важнейшим темам глобальной повестки, как поддержание и укрепление всеобщего мира и безопасности, разоружение, противодействие новым вызовам и угрозам, поощрение и защита прав человека, экология, продовольственная проблема, недопущение негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса, вопросы развития науки, культуры и образования. Создана надежная внешнеполитическая база для дальнейшего развития и реализации основополагающих принципов нейтралитета в нашей дальнейшей внешнеполитической деятельности. Помимо того, безусловным стратегическим приоритетом Туркменистана остается тесное, многоплановое сотрудничество с Организацией Объединенных Наций. Мы рассматриваем ООН как главный инструмент всей современной системы глобального взаимодействия, гаранта сохранения и поддержания мира и баланса интересов на мировой арене, устойчивости существующей системы глобальной безопасности.

– Уважаемый господин Президент! Каковы Ваши планы на ближайшее будущее, с каких принципиальных шагов или решений Вы начнете отсчет своим действиям во второй срок президентского правления?

– Вступая в предвыборную кампанию, я, не скрою, очень надеялся на положительный для себя итоговый результат и потому в деятельности Правительства страны не предусматривал большой этапной паузы, связанной с итогами выборов. А это значит, что остаются в силе все наши прежние планы на год нынешний, на реализацию программ в ближайшие годы. Будем жить, будем работать, ведь объем дел у нас будет нарастать в той же степени, в какой мы хотим наращивать уровень благополучия страны и народа. Спасибо за интересные вопросы и содержательную беседу!

Беседовал Михаил ПЕРЕПЛЕСНИН,

главный редактор журнала «Туркменистан»

 

© TURKMENISTAN.RU, 2017
Версия для печати