Главная
RUS  ENG
Поиск:
 
01.10.10 09:22

Многообразие интересов – единство целей

30 сентября в Белом зале Ашхабада состоялась пресс-конференция президента Туркменистана по итогам недавней поездки в Нью-Йорк, в рамках которой Гурбангулы Бердымухамедов приняв участие в работе 65-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, выступил с высокой трибуны ООН с новыми глобальными миротворческими инициативами, а также провел серию двусторонних встреч и политических консультаций.




В пресс-конференции, которая состоялась по многочисленным просьбам представителей СМИ, приняли участие корреспонденты аккредитованных в Туркменистане зарубежных информационных агентств и крупнейших международных изданий, а также отечественные журналисты – главные редакторы газет, журналов, руководители теле- и радиоканалов, молодежь, обучающаяся по специальности журналистика. 

* * *

– Уважаемые дамы и господа! Уважаемые работники прессы!
Я очень рад нашей очередной встрече в этом зале с представителями туркменских и зарубежных средств массовой информации. Как вы знаете, основным поводом для нашей сегодняшней встречи стали итоги недавнего пребывания правительственной делегации Туркменистана в городе Нью-Йорк Соединенных Штатов Америки, где мы приняли участие в работе 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Как известно, в нашей стране уже стало доброй традицией организовывать подобные встречи с представителями средств массовой информации.
В своем выступлении на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций я изложил принципы и взгляды нашей страны на важные вопросы внешней политики. Также выдвинутые нами предложения и наши взгляды по этим вопросам были широко поддержаны руководителями ряда стран мира, авторитетных международных организаций. Кроме того, взгляды и инициативы Туркменистана в этом направлении были также обсуждены в ходе состоявшихся многочисленных двусторонних встреч.
В связи с предельной насыщенностью программы пребывания в Соединенных Штатах Америки различными событиями, во время нашего пребывания с визитом в Нью-Йорке не было возможности удовлетворить большую часть поступивших просьб о проведении встреч и переговоров от участников 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Уважаемые представители средств массовой информации!
Уважаемые журналисты!
Уверен, что благодаря вашим стараниям разговор о большом интересе к нашей стране со стороны мирового сообщества обретет ещё больший размах.
А сейчас я буду отвечать на ваши вопросы, связанные с итогами участия правительственной делегации Туркменистана в работе 65-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
У кого есть вопросы, пожалуйста, задавайте.
Игорь Сасин (Агентство «France Press», Франция):
- Уважаемый господин президент, в ходе своего выступления на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Вы выдвинули ряд конкретных предложений, направленных на решение серьезных вопросов глобального и регионального развития. Чем продиктованы эти внешнеполитические инициативы и что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для их претворения в жизнь?
– Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что все предложения и инициативы Туркменистана, в том числе и прозвучавшие в моем выступлении перед Генеральной Ассамблеей ООН, основаны на глубоком и объективном анализе современных процессов, осмыслении причинно-следственных связей, приводящих к тем или иным явлениям и проблемам.
Мы - реалисты и потому не склонны ни приукрашивать действительность, ни излишне ее драматизировать. Мы излагаем свое видение ситуации и предлагаем конкретные пути ee решения. Исходя при этом из твердой убежденности в том, что каждое государство, вне зависимости от размера территории, экономического или военного потенциала, может внести свой позитивный вклад в стабильное и поступательное развитие человеческой цивилизации, в прогресс и благополучие миллиардов людей, населяющих нашу планету, в гарантированное мирное будущее для нынешнего и последующих поколений.
В конце прошлого века закончилось идеологическое противостояние двух систем, геополитическое соперничество двух сверхдержав, при котором всем остальным странам, по большому счету, отводилась роль статистов.
Сегодня в глобальном масштабе нет разделительных линий, и любые попытки их возродить, в том числе через педалирование сомнительной теории «конфликта цивилизаций», несостоятельны и бесперспективны. Да, сегодняшний мир сложен, многообразен, но он един. И цели, стоящие перед Сообществом Наций, тоже едины. Их осуществление реально, выполнимо, но при одном фундаментальном условии, которое заключается в двух словах– мир и безопасность. И поэтому все помыслы и устремления Туркменистана как ответственного члена международного сообщества, все наши практические шаги на мировой арене, предложения и инициативы направлены на обеспечение этого условия.
Мы убеждены в том, что безопасность сегодня не может быть выборочной – для одной страны или группы стран. Ни одно государство, каким бы мощным и богатым оно ни было, не в состоянии отгородиться от проблем и угроз, волнующих весь остальной мир. Добиться всеобщей безопасности, стабильного и бесконфликтного глобального развития нельзя, если не будут решены многочисленные социально-экономические проблемы, связанные с преодолением разрыва между развитыми и развивающимися государствами, обеспечением продовольствием целых стран и регионов, равноправным доступом к источникам энергии, предупреждением и нейтрализацией рисков экологического и техногенного характера, эффективным противодействием терроризму, наркотрафику и транснациональной организованной преступности. Иными словами, безопасность сегодня неделима, как неделим наш мир.
Поэтому мы предлагаем мировому сообществу подумать о создании единой концепции безопасности как исходной политико-мировоззренческой платформы для дальнейших совместных действий государств по решению ключевых вопросов современности. В своем выступлении в ООН я назвал это Стратегией будущего, вкладывая в данное понятие отказ от прежних схем, в которых преобладало геополитическое соперничество, борьба за контроль территорий и ресурсов, раздел сфер влияния и тому подобное. Мы предлагаем выйти на новый уровень осмысления современных реалий, объективно требующих преодоления разногласий по частностям, тактическим вопросам во имя общих стратегических целей. «Многообразие интересов – единство целей», – так бы я сформулировал модель взаимоотношений государств в контексте коллективных усилий по обеспечению всеобъемлющей безопасности и развития.
Давайте действовать, заглядывая на десятилетия вперед и задумываясь над тем, какой мир мы хотим оставить следующим поколениям.
Что касается методов претворения в жизнь наших инициатив, то здесь главное – политическая воля и ответственность государств. В частности, мы предложили учредить на высоком уровне Форум по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии и Каспийском бассейне, сформулировали предложения по политическому урегулированию ситуации в Афганистане и экономической реабилитации этой страны, созданию контртеррористических информационно-координационных центров ООН и учебно-информационных центров ООН по борьбе с преступностью.
Все это конкретные вещи, по которым необходимо договариваться. Для этого существуют опробованные политико-дипломатические инструменты, которые нужно задействовать с максимальной эффективностью. Туркменистан готов активно участвовать в этой работе.
Михаил Переплеснин (журнал «Туркменистан», Россия):

- Уважаемый господин президент, прозвучавшая в Вашем выступлении инициатива о создании Энергетического совета ООН получила большой резонанс в мире. Это предложение действительно имеет глобальную значимость и, в случае его реализации, способно кардинально изменить всю систему взаимоотношений на мировом энергетическом пространстве. Чем продиктована данная инициатива, и каковы будут функции Энергетического совета в случае его создания?

– Давайте не будем забегать вперед. Пока это только идея на перспективу. Мировое энергетическое пространство – сфера сложная и чувствительная, и международному сообществу нужно время, чтобы осмыслить наше предложение, сформировать и сформулировать свои подходы.

Если говорить в целом, то инициатива о создании Энергетического совета ООН вписывается в логику наших шагов, направленных на совместную выработку новых подходов к решению проблемы международных поставок энергоносителей. Как вы знаете, впервые мы обозначили ее в ООН в 2007 году на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи. В рамках 63-й сессии была подготовлена и принята известная Резолюция, после чего в прошлом году в Ашхабаде прошла крупная международная конференция по вопросу надежности энергопоставок. На следующей – 64-й сессии мы выдвинули идею создания под эгидой ООН специальной экспертной группы, которая будет заниматься разработкой всех необходимых вопросов.

В августе нынешнего года в Нью-Йорке было организовано первое заседание, посвященное вопросам создания такой группы. Мы понимаем, что для создания экспертной группы, определения ее мандата и финансирования ее деятельности, возможно, потребуется принятие специальной Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Готовы поработать над этим вопросом, чтобы принять такую Резолюцию в ходе нынешней сессии.

По нашему мнению, экспертная группа могла бы сосредоточить свою деятельность на трех главных направлениях.

Первое: принятие правовой основы в области обеспечения надежного и стабильного транзита энергоносителей на мировые рынки.

Здесь я, в первую очередь, имею в виду работу над многосторонним, комплексным международно-правовым документом ООН. Например, Договором ООН о гарантиях энерготранзита.

Второе: формирование новой институциональной основы, необходимой для реализации норм международного права по вопросам транспортировки энергоресурсов.

Третье: создание новой информационной основы, которая позволит обеспечить мониторинг и контроль над выполнением Договора о гарантиях энерготранзита.

То есть речь идет, по сути, о создании эффективного и легитимного международного механизма, регулирующего вопросы глобальной энергетической политики.

Основным координирующим органом, ответственным за принятие политических решений в этой сфере, и должен стать Энергетический совет ООН. Повторяю, наша инициатива о его создании рассчитана на перспективу. Мы никого не торопим, готовы к вдумчивому ее обсуждению с нашими партнерами, совместной подготовке предложений в этой связи.

Мырат Говшудов (Туркменская государственная информационная служба):

- Уважаемый господин президент, в ходе Ваших встреч в Нью-Йорке с лидерами других государств, руководством Секретариата ООН, представителями мировой бизнес-элиты особый акцент Вы делали на экономической составляющей реформ, осуществляемых в Туркменистане. Каковы приоритеты государственной политики в этой сфере? Как позиционирует себя страна на мировом экономическом пространстве?


– Вы правы, экономическая тема в ходе моих переговоров была одной из основных. И я откровенно скажу, что интерес, проявляемый к Туркменистану в мире, сегодня далеко не ограничивается возможностями доступа к его природным ресурсам. Нашу страну уже не видят только в качестве мирового резервуара углеводородов.

Мы становимся все более привлекательным партнером в других сферах, перспективным объектом для долгосрочных инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммуникации, текстильную и горнорудную отрасли, строительство, туризм. Нам доверяют и хотят сотрудничать не только первоклассные компании, но и крупнейшие мировые финансово-экономические центры. В свою очередь, и мы говорим сегодня с нашими зарубежными коллегами с позиций не просто богатой сырьем страны, но и в качестве экономически сильного и стабильно развивающегося государства, которому есть что предложить миру помимо газа и нефти.

Конечно, это стало возможным благодаря осуществленным за последние три с лишним года очень серьезным экономическим и социальным реформам. Если это обобщить, то можно выделить три основные области, где проводятся наиболее динамичные преобразования. Это экономика, финансовый сектор и социальная сфера.

Когда мы говорим об экономических реформах, то я хотел бы, прежде всего, подчеркнуть главное: цель нашей стратегии – это диверсификация экономики, то есть создание многоотраслевой и многофункциональной экономической системы. Естественно, что достижение этой цели во многом зависит от наличия и правильного использования людских, природных, финансовых, информационных и других ресурсов.

Для этого на первом этапе мы за короткое время создали принципиально новые правовые и институциональные механизмы, регулирующие экономические отношения в нашей стране. Был принят пакет законов, совершенствуются управленческие структуры, сформированы дополнительные финансовые источники, проведены кардинальные изменения в валютно-финансовой сфере. Приведу лишь несколько примеров.

В целях разграничения полномочий по управлению экономическими и финансовыми процессами были образованы два самостоятельных государственных органа – Министерство экономики и развития и Министерство финансов.

Также для научного обеспечения деятельности этих структур и правительства в целом был создан Институт стратегического планирования и экономического развития. Все это позволяет говорить о формировании прочной управленческой основы, которая призвана обеспечить эффективный социально-экономический рост.

Наряду с этим нам удалось очень спокойно провести важнейшие финансовые реформы. Во-первых, был сбалансирован курс национальной валюты по отношению к свободно конвертируемой валюте. Во-вторых, мы провели деноминацию туркменского маната. В-третьих, за счет значительного профицита по Государственному бюджету в Туркменистане был создан Стабилизационный фонд.

Говоря об этом, я бы хотел акцентировать внимание на главном – это социальная ориентированность нашей экономики. В этой связи, наряду с экономическими, активно проводятся в жизнь и социальные реформы в таких важных областях, как пенсионное обеспечение, социальное страхование, труд и заработная плата. И здесь сделано немало. Во-первых, приняты новые законодательные акты: Трудовой кодекс и Кодекс «О социальном обеспечении». Во-вторых, созданы все гарантии для регулярного роста зарплат, пенсий, пособий, стипендий. В-третьих, расширяется круг социальных льгот и преференций, предоставляемых государством населению (бесплатное пользование газом, электроэнергией, водой, рядом коммунальных услуг и т.п.).

Обобщая сказанное, необходимо особо подчеркнуть, что все проводимые реформы стали возможны благодаря четко функционирующему механизму государственного управления. Мы твердо убеждены, что управление экономическими и финансовыми процессами посредством развития законодательной базы, совершенствования системы государственных и негосударственных структур является определяющим фактором при реализации социально-экономической политики государства. Конечно же, при этом необходимо опираться на общепризнанные международные нормы, учитывать мировые стандарты, изучать и эффективно использовать международный опыт. И в этом деле для нас очень важен опыт Организации Объединенных Наций.

В ходе встреч в Нью-Йорке с руководством Секретариата ООН я предложил подумать над разработкой долгосрочной Программы развития государственного управления в Туркменистане. Это предложение нашло поддержку.

Джемал Байрамова (журнал «Огонёк», Россия):

- Уважаемый господин президент, известно, что Туркменистан намерен выдвинуть свою кандидатуру в Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). С какой целью Вы это делаете?


– Этот шаг следует рассматривать в контексте общей активизации сотрудничества Туркменистана с Организацией Объединенных Наций, которое за последнее время приобрело комплексный и многоформатный характер. Сегодня мы сотрудничаем с ООН в политической и гуманитарной сферах, в совершенствовании наших демократических институтов и в вопросах правозащитной тематики, в рамках различных культурных, образовательных, природоохранных проектов и программ.

Одним из приоритетов нашего сотрудничества является активизация деятельности Туркменистана в структурах ООН, занимающихся социально-экономическими проблемами. Среди них главной является ЭКОСОС.

Номинируя свою кандидатуру в этот орган на период 2013-2015 годы, мы преследуем две цели, которые являются одинаково важными. Первая – это оказание максимального содействия ООН в налаживании международного сотрудничества, тесного интегрирования различных государств и регионов планеты в процессы устойчивого развития, повышения благосостояния народов.

Свое членство в ЭКОСОС мы также рассматриваем и с точки зрения эффективного использования международным сообществом имеющихся у Туркменистана инфраструктурных возможностей для активизации деятельности различных структур ООН непосредственно в регионах Центральной Азии и Каспийского бассейна.

В этой связи я предложил в предстоящий до выборов период поработать со специализированными структурами ООН - Департаментом по экономическим и социальным вопросам Секретариата, Экономической комиссией ООН для Европы и Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана - над совместными проектами, результаты которых могли бы быть использованы в дальнейшем делегацией нашей страны в ЭКОСОС для продвижения крупных социально-экономических программ на глобальном и региональном уровнях.

Это поможет нашей стране максимально реализовать свой потенциал как субъекту международных отношений.

Вторая цель заключается в том, чтобы, опираясь на практические результаты реализованных у нас проектов ООН, представить Туркменистан в качестве страны, чей опыт может быть изучен другими государствами. И такую работу мы готовы проводить под эгидой ООН в период нашего членства в ЭКОСОС.

Мы прекрасно понимаем, что избрание в состав этого важнейшего органа, с одной стороны, предоставляет большие возможности для инициирования и реализации новых идей, а с другой, – возлагает на страну большую ответственность при разработке и принятии решений Совета.

Айболек Бабаныязова (студентка факультета международной журналистики Института международных отношений):

- Уважаемый господин президент, вопросы экологии занимают все более важное место в глобальной повестке дня. Известно также, что защита окружающей среды является приоритетным направлением государственной политики Туркменистана. Каким Вам видятся пути решения экологических проблем в Центральной Азии?


– Это естественно. Экология сегодня напрямую влияет на жизнь и благополучие людей во всем мире, на реализацию планов социально-экономического развития, на обстановку в различных регионах, отражается на отношениях между государствами. Фактически она уже перешла в стадию системообразующего фактора, во многом определяющего уровень безопасности и стабильности глобального развития.

Актуальны эти вопросы и для Туркменистана – как ответственного члена международного сообщества и как страны, расположенной в регионе со сложной экологической обстановкой.

При этом мы не отделяем, с экологической точки зрения, Центральную Азию от региона Каспийского бассейна, обоснованно, на мой взгляд, полагая, что существующие на этом обширном пространстве проблемы взаимосвязаны и требуют при их решении общей координации. Это вопрос не методологии, а практического осуществления мер по физической и социальной реабилитации живущих здесь людей, сохранению уникального природного наследия, рациональному использованию водных ресурсов.

Убежден, что только совместные усилия государств Центральной Азии и Каспийского бассейна при активной координирующей роли ООН способны дать положительный результат.

Важнейшим компонентом природоохранной работы в этом контексте является сотрудничество с Программой ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП). Очевидно, что настало время для более тесного взаимодействия центральноазиатских и прикаспийских стран с этой структурой, направленного на выработку согласованных подходов к решению экологических проблем. В этой связи Туркменистан предлагает предметно рассмотреть вопрос об открытии Офиса ЮНЕП для стран Центральной Азии и Каспийского региона.

Со своей стороны, наша страна готова предоставить все необходимые условия для размещения штаб-квартиры Офиса в Ашхабаде.

Джемил Йылдыз (газета «Zaman», Турция):

- Господин президент, те, кто посетил Туркменистан в последние три года, рассказывают о социальной защищенности населения и социальной направленности осуществляемых Вами реформ. Несколько слов об этом, пожалуйста.


– В нашей стране последовательно и целенаправленно реализуется принцип «Государство – для человека!». Краеугольным камнем политики национального возрождения выступает преемственность нравственных традиций и духовных ценностей, наработанных туркменским народом за свою долгую историю. Следуя в русле этих традиций, развивая и обогащая их, мы положили в основу модернизации страны так называемое «человеческое измерение».

Яркий тому пример – новый Кодекс Туркменистана «О социальном обеспечении», в котором предусмотрен широкий комплекс правовых, экономических, административных и других мер, направленных на социальную защиту ветеранов Второй мировой войны, ветеранов труда, многодетных семей, инвалидов и других слоев населения, нуждающихся в социальной поддержке. Реальные гарантии конституционных прав граждан обеспечивают Трудовой кодекс, ряд других правовых актов, принятых в последние годы парламентом страны.

Еще один красноречивый факт: на развитие социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры, государственного социального обеспечения – в среднем ежегодно выделяется более 70 процентов бюджетных средств.

К этому добавлю то, что вызывает за рубежом особое удивление: бесплатный газ, вода, электроэнергия, бензин, предоставляемый владельцам частного автотранспорта, предельно низкая плата за коммунальные и транспортные услуги, ежегодно повышаемые размеры заработной платы, пенсий, пособий и студенческих стипендий – все это также входит в комплекс государственных мер социальной поддержки населения.

Комплексный подход к многогранному экономическому потенциалу Туркменистана, высокие стандарты жизни населения заложены в основу наших общенациональных программ, четко обозначивших перспективы развития столицы и каждого региона. В результате их практической реализации кардинальным образом меняется облик туркменских городов и сел, стирается грань между центром и периферией в плане создания социально-экономической инфраструктуры, обеспечивающей людям доступ ко всем благам современной цивилизации. Шенер Шевшатлы (телерадиокомпания «ТRТ», Турция): - У Туркменистана достаточно масштабные планы по расширению газоэкспортных маршрутов. В связи с этим вопрос – достаточно ли существующих объемов добычи газа для реализации этих планов? – Туркменистан – крупнейший в регионе Центральной Азии поставщик «голубого топлива» и имеет все возможности уже в ближайшие годы увеличить объемы добычи природного газа. Богатство туркменских недр продемонстрировали результаты международного аудита по оценке запасов природного газа в соответствии с международной системой оценки и классификации запасов газовых месторождений, проведенного независимым авторитетнейшим международным экспертом – компанией «Gaffney, Cline & Associates».

Думаю, что многим из вас известны результаты проведенного в 2008 году этим авторитетным международным консультантом аудита ресурсов газа на месторождениях Южный Елотен - Осман и Яшлар. Как показали последующие исследования, разведочное бурение, ресурсы этого грандиозного месторождения, согласно последним оценкам, достигают уже 18 триллионов кубометров газа.

Подтверждением огромного интереса к колоссальным ресурсам туркменских подземных кладовых стало подписание крупных контрактов с известными компаниями из Китайской Народной Республики, Республики Корея и Объединенных Арабских Эмиратов, положивших начало промышленному освоению гигантского газового месторождения Южный Елотен.

Контракты общей стоимостью около 10 миллиардов долларов США предусматривают проектирование и строительство наземных и подземных сооружений для добычи и переработки десятков миллиардов кубометров товарного газа.

Огромные перспективы связаны и с запасами месторождений Гарабиль-Гуррукбиль, Центральнокаракумской группы, другими богатыми подземными залежами. Интерес иностранных компаний вызывает разработка запасов углеводородов в туркменском секторе Каспия.

По подсчетам специалистов, энергетический потенциал Туркменистана в настоящее время оценивается в 45,44 миллиарда тонн нефтяного эквивалента. В том числе запасы газа в Туркменистане, по оценке экспертов, составляют 24,6 триллиона кубометров, причем изыскания продолжаются.

В стране намечено к 2030 году выйти на рубеж в 230 миллиардов кубометров газа в год – часть этих объемов будет перерабатываться внутри страны, а значительную долю планируется экспортировать. Так, к этому сроку только экспорт природного газа планируется довести до 180 миллиардов кубометров в год. Так что разведанных запасов хватит на многие десятилетия вперед, тем более, что на территории Туркменистана еще немало перспективных на нефть и газ структур, которые еще ожидают своего часа.

Тарик Саеди (Агентство «Pakistan Press Network»):

- Какие существуют планы диверсификации путей доставки туркменского газа зарубежным потребителям? И как они реализуются?


– За последние несколько лет наша страна проделала большую работу по диверсификации экспортных поставок природного газа на международные рынки. Реализуя эти планы, основанные на чисто экономических интересах и учитывающие формирующийся спрос на туркменский газ у потенциальных покупателей, Туркменистан поэтапно расширяет географию газового экспорта, которая в настоящее время включает в себя государства, расположенные в разных частях Евразийского континента.

В самом конце прошлого года главы четырех государств - Китая, Узбекистана, Казахстана и Туркменистана - торжественно дали старт крупнейшей энергетической магистрали XXI века - Трансазиатскому газопроводу.

С того дня начались поставки туркменского природного газа по трансконтинентальному газопроводу Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, по которому в течение 30 лет будет осуществляться экспорт крупных объемов «голубого топлива» в Поднебесную. Чуть позже была достигнута договоренность о строительстве второй очереди Трансазиатской газовой магистрали.

Другим важным направлением расширения газового экспорта становится наш южный сосед - Иран. В июле 2009 года была достигнута договоренность об увеличении объемов поставляемого туркменского газа с 8 до 14 миллиардов кубометров, а в перспективе - до 20 миллиардов кубометров в год. А уже в начале января 2010 года состоялась торжественная церемония пуска газопровода Довлетабат-Серахс-Хангеран.

Проектная мощность новой газовой артерии рассчитана на ежегодную транспортировку 12 миллиардов кубических метров «голубого топлива». В июне нынешнего года была достигнута договоренность о дальнейшем наращивании поставок туркменского «голубого топлива» в Иран.

В настоящее время Туркменистан поэтапно продвигает реализацию ряда других планируемых проектов по транспортировке природного газа. Так, в мае нынешнего года в ходе нашего государственного визита в Индию и переговоров с президентом этой Республики Пратибхой Девисинг Патил и Премьер-министром Манмоханом Сингхом мы заявили о намерении продолжать сотрудничество по проекту газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия с целью его скорейшей реализации.

Мы рассматриваем Индию наряду с Афганистаном и Пакистаном как будущих стратегических партнеров в топливно-энергетической сфере. Разрабатываемый нами проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия чрезвычайно актуален со всех точек зрения: Туркменистану как поставщику газа, Пакистану и Индии как развивающимся странам, экономика которых нуждается в энергоносителях, и Афганистану как потребителю и транзитному государству. Прокладка этого транснационального газопровода позволит странам-участницам проекта решить ряд важных социальных и гуманитарных вопросов, в том числе связанных с созданием дополнительных рабочих мест, формированием социальной инфраструктуры вдоль всей газомагистрали.

И самое важное - будет способствовать поддержанию и упрочению политической стабильности во всем регионе.

Стратегический характер сотрудничества в нефтегазовой сфере Туркменистан сохраняет и со своим давним партнером - Россией, хотя мировой финансово-экономический кризис замедлил темпы реализации совместных проектов. Тем не менее, наши встречи с президентом Российской Федерации, а также постоянное взаимодействие компаний двух стран показали перспективы взаимовыгодного партнерства.

Так, в конце декабря 2009 года в Ашхабаде по итогам нашей встречи с Дмитрием Медведевым были подписаны важные документы, определившие приоритетные направления двустороннего взаимодействия в экономической сфере.

Среди них - межгосударственное Соглашение о расширении стратегического сотрудничества в области энергетики и машиностроения, которое предусматривает совместную реализацию проектов в нефтегазовой отрасли, в том числе и Прикаспийского газопровода, который призван расширить возможности поставок туркменского газа в северном направлении. Предполагается также активизировать сотрудничество в освоении углеводородных ресурсов туркменского сектора Каспийского моря, в создании инфраструктуры для транспортировки нефти и продуктов ее переработки.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что Туркменистан, Иран, Китай и Россия договорились определять цену «голубого топлива» на основе формулы, которая полностью соответствует условиям европейского газового рынка.

Вместе с тем, обладая большими запасами «голубого топлива», которое Туркменистан может в ближайшие годы предложить и другим потенциальным покупателям, Ашхабад изучает новые возможности вывода энергоносителей на перспективный рынок Европы. Совпадение интересов Туркменистана как крупнейшего производителя природного газа и стран Евросоюза, где уже в ближайшее десятилетие прогнозируется рост импорта энергоносителей, обусловило в последние годы растущую динамику взаимоотношений на межгосударственном уровне. Об этом свидетельствуют и подписанный в 2008 году между Туркменистаном и ЕС Меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере, и развитие партнерских связей между ведущими европейскими компаниями и Туркменистаном.

Таким образом, топливно-энергетическая политика нашего государства строится на создании многовариантной системы вывода туркменских энергоносителей на мировые рынки на стабильной и долгосрочной основе. При этом мы исходим из принципа не замещения, а дополнения существующих маршрутов по всем четырем географическим направлениям.

Шагылыч Маммедов (информационная программа «Watan» Туркменского телевидения):

- Господин президент, вы выдвинули ряд важных инициатив, среди которых особое место отводите необходимости создания международных механизмов надежной защиты и безопасности транспортировки энергоресурсов на мировые рынки. Почему именно этой инициативе вы уделяете особое внимание?


– Сразу же отмечу, что к вопросу построения глобальной модели безопасности мы подходим как к явлению целостного порядка, ибо ни одно из его звеньев, будь то безопасность политическая, энергетическая, продовольственная, экологическая, не может существовать раздельно, не взаимообуславливая друг друга и не выступая неделимыми в геополитическом контексте. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что в этом клубке взаимосвязанных явлений немаловажную роль играет энергетическая безопасность.

Более чем очевидно, что энергобезопасность в нынешних условиях глобального мира перестает быть проблемой только одной страны. Соответствие национальных интересов отдельных государств интересам широкого международного сообщества в этом аспекте и составляет концептуальную основу мировой политики по консолидации усилий в сфере энергетической безопасности. Глобальный характер и масштабы самой проблемы обеспечения энергетической безопасности требуют развития заинтересованного взаимодействия на максимально широком уровне международного сотрудничества.

Наша инициатива по обеспечению безопасности транзита энергоресурсов нашла поддержку всего мирового сообщества принятием в сентябре 2008 года на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН специальной Резолюции «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества».

Этот важный документ стал отправной точкой работы мирового сообщества по формированию международно-правовой базы безопасного транзита энергоресурсов. В этой связи в Ашхабаде уже прошел ряд крупных международных форумов по выработке единой стратегии действий в области надежного и стабильного транзита энергоносителей. Разработке конкретных принципов глобальной энергобезопасности была посвящена состоявшаяся в туркменской столице конференция «Укрепление регионального сотрудничества в Центральной Азии для обеспечения устойчивой и надежной энергии в Евразии».

В целях дальнейшего развития нашей инициативы представители правительства Туркменистана были направлены в Нью-Йорк для проведения переговоров с официальными представителями ООН по созданию экспертной группы, которая представит предложения по подготовке международно-правового документа о транзите энергоносителей.

До сих пор договоренности относительно бесперебойности и защищенности поставок энергоресурсов основывались, как правило, на двусторонних, в лучшем случае, групповых соглашениях и контрактах. Не отрицая важности и полезности такой формы сотрудничества, следует все же признать, что локальный характер таких соглашений, отсутствие надежных международных гарантий реализации делает их чрезвычайно уязвимыми и зависимыми от самых различных факторов, чаще всего субъективного, конъюнктурного порядка. Что, конечно, не может не сказываться на взаимоотношениях между вовлеченными в эти процессы сторонами, на общей атмосфере, складывающейся вокруг экспортных энергопоставок. Особо это проявляется в периоды осложнения политической ситуации в тех или иных районах земного шара.

Преодолеть эти негативные тенденции, поставить инфраструктуру поставок энергетических ресурсов на службу развитию и прогрессу государств и народов, стабилизации международных процессов становится необходимым условием успешного осуществления целей устойчивого развития в глобальном измерении.

Вместе с тем, еще раз хочу подчеркнуть, что глобальная безопасность - явление целостного порядка и выступает неделимым понятием в геополитическом плане. Она, наряду с энергетической безопасностью, включает в себя безопасность и политическую, и продовольственную, и экологическую.

Александр Вершинин (Агентство «Associated Press», США):

- Ваше Превосходительство, на Совете старейшин Туркменистана, который проходил весной этого года в Дашогузе, Вы, говоря о дальнейших шагах по развитию демократии в стране, объявили о возможности создания политических партий и независимых периодических изданий. Не так давно вышел первый номер частной газеты, учредителем которой выступил Союз промышленников и предпринимателей. Скажите, пожалуйста, какие перспективы у дальнейшей демократизации туркменского общества в плане создания негосударственных средств массовой информации и политических партий?


– Выход в свет частной газеты в нашей стране подтверждает, что Туркменистан целенаправленно движется по пути демократических преобразований.

Какие перспективы, спрашиваете вы. Я и раньше говорил о том, что граждане нашей страны вправе создавать политические партии и иные общественные объединения, которые будут действовать в рамках национального законодательства. Так, Конституция Туркменистана гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от национальности, расы, пола, отношения к религии и т.п., в том числе и независимо от политических убеждений и партийной принадлежности. Более того, Основным Законом страны предусмотрено право политических партий (так же, как и общественных объединений и групп граждан) выдвигать своих кандидатов на выборах. Но есть, конечно же, и определенные ограничения.

Например, законом запрещается создание и деятельность политических партий по национальному или религиозному признакам. А также партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, допускающих насилие в своей деятельности, выступающих против конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, расовую, национальную, религиозную вражду и т.п. А так я не вижу особых причин, которые бы мешали гражданам Туркменистана создавать политические партии или объединения. Уверен, что создание новых негосударственных СМИ и политических партий – это вполне естественный процесс развития любого светского государства.

Правда, я и прежде говорил, и сейчас повторю, что создание новых партий – вопрос достаточно серьезный, который со стороны учредителей требует вдумчивого и ответственного подхода. Государство не препятствует, а наоборот приветствует создание политических партий и частных газет, главное – чтобы они помогали гармоничному развитию нашего общества на основе присущих туркменскому народу духовных ценностей.

- Есть ли еще вопросы?

Какагельды Чарыярдурдыев (пресс-секретарь президента Туркменистана):

– Высокочтимый президент, ещё раз от всей души поздравляем Вас с историческим и глубоко содержательным выступлением на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Озвученные в Вашем выступлении инициативы, которые затрагивают интересы всего человечества, вызвали широкий резонанс и нашли поддержку в международном сообществе, в мировых средствах массовой информации, а также продемонстрировали всёвозрастающий интерес к нашей Родине - нейтральному Туркменистану. Наглядным свидетельством тому стала нынешняя встреча с представителями средств массовой информации по итогам Вашего визита в США. Благодарим Вас за встречу и время, которое Вы уделили нам, несмотря на плотный график работы, желаем здоровья, долгих лет жизни, дальнейших успехов в работе.


– Спасибо! Если вопросов больше нет, благодарю всех за участие в сегодняшней встрече и за интересные вопросы.

Уверен, что подобные встречи полезны для всех. В будущем, при необходимости обсудить актуальные вопросы, мы будем регулярно встречаться.

Еще раз благодарю вас за интересные вопросы и за то, что внимательно слушали мои ответы. До свидания!
© TURKMENISTAN.RU, 2017
Версия для печати