Домой
Поиск
Архив
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Минпечати РФ. Свидетельство ЭЛ № 77-6402 от 18 июля 2002 г.
ЭКОНОМИКА НОВОСТИ НА ТЕМЫ ДНЯ В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ ОБЩЕСТВО ПОЛИТИКА СОСЕДИ ТУРКМЕНИСТАН - РОССИЯ ФОТОХРОНИКА ГОСТЕВАЯ КНИГА ОБ ИЗДАНИИ

21.05.02 14:35

ВОЛШЕБНЫЕ МЕЛОДИИ БАХШИ
ЗАМЕТКИ ОБ ИСКУССТВЕ НАРОДНЫХ МУЗЫКАНТОВ

Музыка для туркмен - это жизнь народа в звуках, правдивый и взволнованный рассказ о счастье и горе, радостях и страданиях, красоте души и чувств. Она лечит человека от ран и обид, успокаивает и вливает в него жизненные силы и энергию. Слушанию ее предаются серьезно, с чувством благоговения и восхищения, порой доходящего до экстаза.

Когда говорят о туркменском национальном искусстве, имеют в виду прежде всего игру на дутаре. Искусство пения и игры на дутаре народных музыкантов-бахши пользовалось в Туркмении во все времена особым почетом и уважением.

О том, кто из бахши приезжает, люди узнают заранее, чтобы тщательно подготовиться к встрече: продумать вопросы для беседы, место для торжества, угощение и благоприятную обстановку. Они расстилают на большой площадке ковер, в середине разводят большой костер, который освещает всех присутствующих, а в нескольких метрах от него раскидывают скатерть-дастархан и выставляют различные сладости, фрукты, чель-пек (тонко нарезанное жареное тесто) и другие угощения. Слушать бахши собираются до двух тысяч человек.

По мусульманскому обычаю, бахши носят особую одежду: дон (толстый халат на вате), тельпек (шапка из шерсти белого и черного баранов), белую рубашку, на ногах сапоги из мягкой кожи и широкие штаны, для того, чтобы удобно было сидеть по-турецки (айбогдаш). Они пьют воду, взятую из своего колодца, и пользуются своей посудой, перевозя ее с собой повсюду в неприкосновенном виде.

Бахши начинает петь в пять-шесть часов вечера и заканчивает в восемь-девять утра. Через каждые два часа он делает короткий перерыв (10-15 минут), во время которого пьет чай, разговаривает с людьми. Музыканта постоянно сопровождает помощник, который хорошо знает его привычки и вкусы. Так под нежные звуки дутара, оттеняющие сильный, экспрессивный голос певца, проходит вся ночь. Уже догорает костер, а музыка все льется и льется по степи. В ней шум леса, течение горной реки, разбивающейся о скалы, полет птиц и другие звуки живой природы.

Название дутара происходит от двух иранских слов: ду-два, тар-струна (двухструнный). Родственные дутару инструменты распространены в республиках и странах Средней и Передней Азии, на Кавказе: киргизская домбра, бухарский и хивинский тамбур, осетинский чонгур и т.д.

Выдающимся виртуозом игры на дутаре был Асгар Баллиев, который говорил, что каждый звук должен глубоко проникнуть в душу слушателя. Баллиев был великим музыкантом и исполнителем своего времени. Его сын Тиркеш Асгаров продолжил творческую деятельность своего отца, став известным виртуозом игры на дилли-туйдуке и дутаре. В своей поисковой работе в области музыки он открыл секрет древних мастеров, изготавливавших дутары. Дело в микроскопических канальцах, по которым в живом дереве перемещаются соки. В древесине современных инструментов эти поры закрыты, а в старинных - открыты. От состояния канальцев зависят резонансные качества дерева. Тиркеш разработал новый метод, сохраняющий поры открытыми. Тиркеша знают еще как хорошего мастера по настройке и ремонту дутаров. К нему съезжаются многие известные бахши, чтобы починить свой музыкальный инструмент, ведь не каждому мастеру удается с осторожностью хирурга вскрыть корпус инструмента. Одно неверное движение - и все может быть навсегда испорчено.

Позже он создал электродутар, в котором вмонтирован микрофон. Но искусством игры на этом музыкальном инструменте смогли овладеть не все туркменские бахши.

История туркменской музыкальной культуры овеяна глубокой древностью. Об этом свидетельствуют осколки гончарных рельефов IV-III вв. до н.э. С изображением угловой арфы и терракотовые статуэтки музыкантов, обнаруженные на территории древнего Хорезма, уникальная хорезмийская нотация ХII века, донесшая до нас музыку того времени, старинные народные легенды о происхождении музыкальных инструментов, в которых упоминаются имена Платона, Аристотеля, Пифагора, Александра Македонского...

До 1917 года в Европе мало знали о существовании туркменской музыки. Лишь в 1925-1926 годах были организованы две научно-этнографические экспедиции на юг и север республики под руководством В. Успенского, где была открыта самобытная музыкальная культура.

Результаты оказались ошеломляющими. Исследователи записали более 350 произведений бахши и исполнителей на дутаре и туйдуке и выдвинули гипотезу о том, что в современном Туркменистане сохранились остатки древнейшей музыкальной традиции IX-XI веков. Расшифровав хорезмийскую нотацию ХII века, В. Успенский обнаружил, что в ней зафиксированы мелодии, которые продолжают жить у современных бухарских музыкантов.

Самый древний музыкальный инструмент, дошедший примерно из III в. до наших дней, - оскар. Это духовой керамический инструмент, по звучанию похожий на флейту. Широкое распространение он получил не только в Средней Азии, но и в Индии, Пакистане, Иране, Афганистане, Казахстане и во многих других странах.

Немного позже был изобретен схожий с предыдущим музыкальный инструмент гопуз, оснащенный вибрирующим при игре язычком. Слегка придерживая его губами и одновременно манипулируя языком, музыкант извлекает необычный звук. Особенно популярен гопуз у женщин и детей.

Популярный струнный инструмент туркмен-гиджак (у казахов-кобуз, у народов Ближнего Востока-кеманча). В отличие от дутара, на нем играют с помощью смычка. У гиджака тонкий, жалобный, щемящий звук, за что его и прозвали восточной скрипкой. Однако по конструкции этот инструмент скорее похож на виолончель, так как у него есть шпиль, которым он упирается в пол. Гиджак редко используют как сольный инструмент. В ансамбле же он звучит колоритно и как бы расцвечивает тонкой шелковой нитью богатый туркменский музыкальный ковер.

Древняя легенда рассказывает о колдующей силе туйдука. Адам, вылепленный из глины, не имел души. Мелодичной игрой на туйдуке архангел Джебраил оживил его. В изобретении туйдука, по туркменскому народному поверью, большую роль сыграл черт. Одно из отверстий туйдука так и называется: шейтан-дешик (чертова дырочка).

В Туркмении до сих пор бытует древний ритуал приглашения гостей на торжество. Два туйдукчи становятся друг против друга, поднимают инструменты вверх и играют в унисон короткие попевки-возгласы. При этом они совершают магические круговые движения, напоминающие о былой связи этого ритуала с шаманством.

Еще более древними, чем музыка туйдука и дилли-туйдука, являются народные песни. Их поют, в основном, женщины и дети. По содержанию они oчень разнообразны и связаны с разными сторонами жизни народа. Матери убаюкивают детей колыбельными (хувди), дети поют во время игры; есть девичьи (ляяле), свадебные песни; трудовые, исполняемые во время тканья материи и ковров, доения верблюдов, при работе на ручной мельнице. Песнями могли даже околдовывать животных. Самые бешеные верблюды, когда слышали голос хозяина или хозяйки, сразу успокаивались. Они понимали друг друга, как дети родителей.

Большой популярностью пользуется национальный эпос-дестан. Это музыкально-поэтические сказания: сказки, легенды, предания, которые декламируются нараспев. В дестанах чередуется прозаическое повествование и поэтические фрагменты-стихотворения, которые поются под аккомпанемент дутара.

Большинство известных дестанов родилось на востоке и северо-востоке Ирана, владения которого в древности охватывали и территорию Средней Азии. Когда в VI -VII веках тюркские племена пришли на землю современного Туркестана, влияние иранской культуры по-прежнему оставалось очень сильным. Это, в частности, видно, из туркменского дестанного эпоса, впитавшего жанровые особенности древнеиранских дестанов. Однако туркмены сумели сохранить свою самобытную национальную традицию.

Известны два вида туркменских дестанов: тюркско-огузские («Шахсенем и Гарып», «Кер-оглы», «Саят и Хемра», «Зохра и Тахир», «Аслы и Керем») и с сюжетами персидского происхождения, почерпнутыми из литературы на языке фарси («Лейли и Меджнун», «Хурлукге и Хемра», «Шабахрам», «Мелике-Диларам», «Гуль и Санабур»). Первые опираются на сюжеты из мировой литературы, вторые основываются на легендах и сказках. Одним из интереснейших дестанов Хорезма (ныне Ташаузская область) является «Хурлукга и Хемра». Известно несколько его записей. Самый полный на сегодняшний день вариант записан от народного певца из Ташауза Назара-бахши (1938). В Хорезмской области живут разные среднеазиатские народы - туркмены, узбеки и каракалпаки. Вероятно, именно здесь складывался и развивался этот дестан.

Самобытность туркменской музыки выражается и в оригинальной манере пения. Певцы поют при большом напряжении голосовых связок и главным образом в верхнем регистре. Особенности природного рельефа (степи, пустыни, необозримые пространства) и кочевого образа жизни выработали у туркмен привычку громко разговаривать. Отсюда и громкое пение, резко контрастирующее с тихим, нежным звучанием дутapa.

У туркменских певцов есть несколько особых приемов вокального искусства. Наиболее своеобразный из них секдирмек - пение с необычно исполняемыми форшлагами, своего рода иканиями. Этим сложным приемом владеет далеко не каждый исполнитель. Наибольшее распространение получил он у йомудов, живущих в Ташаузском велаяте. Пение их напоминает речитатив с частыми выкриками и вздохами. У соседнего с ним племени чаудыров, населяющих Порси, еще более необычна для европейского уха манера пения – «алкым сес», что означает «петь хриплым голосом».

Ташаузский велаят и поныне славится своей музыкой и певцами, бережно передающими из поколения в поколение богатые музыкальные традиции прошлого. Когда наступает вечер, в развалинах слышится тихая музыка. Никого там нет, и никто не играет, но старинные мелодии льются, шелестят и звенят, и непонятно откуда они. Народное поверье говорит, что это - музыка, летящая к нам из пучины времени. Древняя земля Хорезма так богата и полна мелодиями, что даже небольшая горсть земли поет и играет.


 |   |  Версия для печати
Какажан АСГАРОВ. Поэт и журналист. Москва. © TURK

Design by Integrum-Techno(WeEn) Copyright©2000-2018 Turkmenistan.ru info@turkmenistan.ru