Домой
Поиск
Архив
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Минпечати РФ. Свидетельство ЭЛ № 77-6402 от 18 июля 2002 г.
ЭКОНОМИКА НОВОСТИ НА ТЕМЫ ДНЯ В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ ОБЩЕСТВО ПОЛИТИКА СОСЕДИ ТУРКМЕНИСТАН - РОССИЯ ФОТОХРОНИКА ГОСТЕВАЯ КНИГА ОБ ИЗДАНИИ

20.08.03 17:11
КОНСТИТУЦИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
Мы, народ Туркменистана,

основываясь на своем неотъемлемом праве на определение своей судьбы;

исходя из ответственности за настоящее и будущее Отечества;

выражая верность заветам предков жить в единстве, мире и согласии;

имея целью охрану национальных ценностей и интересов, укрепление великой независимости, суверенитета, постоянного нейтралитета туркменского народа;

гарантируя права и свободы каждого гражданина и стремясь обеспечить навеки гражданский мир и национальное согласие, утвердить устои народовластия и демократического, светского, правового государства, - принимаем настоящую Конституцию - Основной Закон Туркменистана.

Раздел I.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ТУРКМЕНИСТАНА

Статья 1. Туркменистан - демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики.

Туркменистан обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Государственный суверенитет и территория Туркменистана едины и неделимы.

Государство защищает независимость и территориальную целостность Туркменистана, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Туркменистан на основании закона обладает статусом постоянного нейтралитета. Организация Объединенных Наций в Резолюции Генеральной Ассамблеи “Постоянный нейтралитет Туркменистана” от 12 Битараплык 1995 года: “1. признает и поддерживает провозглашенный Туркменистаном статус постоянного нейтралитета; 2. призывает государства - членов Организации Объединенных Наций уважать и поддерживать этот статус Туркменистана, уважая также его независимость, суверенитет и территориальную целостность”. Признанный мировым сообществом постоянный нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики.

Статья 2. Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Туркменистана является народ. Народ Туркменистана осуществляет свою власть непосредственно или через представительные органы.

Туркменистан по административно-территориальному образованию делится на: велаяты, этрапы, города с правами велаята и этрапа, в которых образуются органы государственного управления - хякимлики; города в этрапе, поселки, генгешлики, где учреждаются местные органы самоуправления - Генгеши.

Никакая часть народа, организация или отдельные лица не вправе насильственно присвоить власть в государстве.

Статья 3. В Туркменистане высшей ценностью общества и государства является человек.

Государство ответственно перед каждым гражданином и обеспечивает создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права гражданина.

И гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законами.

Статья 4. Государственная власть делится на Халк Маслахаты, законодательную, исполнительную и судебную власти, которые действуют самостоятельно, уравновешивая друг друга.

Статья 5. Государство, все его органы и должностные лица связаны правом и конституционным строем.

Конституция Туркменистана является верховным Законом государства, закрепленные в ней нормы и положения имеют прямое действие. Законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Правовые акты государственных органов публикуются для всеобщего сведения или обнародуются иным способом, за исключением содержащих государственную или иную, охраняемую законом тайну. Правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, не доведенные до всеобщего сведения, являются недействующими с момента их принятия.

Статья 6. Туркменистан, являясь полноправным субъектом мирового сообщества, признает приоритет общепризнанных норм международного права, придерживается во внешней политике принципов постоянного позитивного нейтралитета, невмешательства во внутренние дела других стран, отказа от применения силы и участия в военных блоках и союзах, содействия развитию мирных, дружественных и взаимовыгодных отношений со странами региона и государствами всего мира.

Статья 7. Туркменистан имеет свое гражданство. Гражданство приобретается, сохраняется и утрачивается в соответствии с законом.

За гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства.

Никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство. Гражданин Туркменистана не может быть выдан другому государству либо изгнан за пределы Туркменистана, или ограничиваться в праве вернуться на Родину.

Гражданам Туркменистана гарантируются защита и покровительство государства как на территории Туркменистана, так и за его пределами.

Статья 8. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами граждан Туркменистана, если иное не установлено законом.

Туркменистан предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым в своих странах за политические, национальные или религиозные убеждения.

Статья 9. Собственность неприкосновенна. Туркменистан утверждает право частной собственности на средства производства, землю, иные материальные и интеллектуальные ценности. Они могут принадлежать также объединениям граждан и государству. Законом устанавливаются объекты, являющиеся исключительной собственностью государства. Государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех видов и форм собственности.

Конфискация собственности не допускается, за исключением собственности, приобретенной способом, запрещенным законом, незаконно присвоенной, а также использованной в совершении противозаконных действий.

Принудительное возмездное отчуждение собственности допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Статья 10. Государство ответственно за сохранность национального историко-культурного наследия, природной среды, обеспечение равенства между социальными и национальными общностями. Государство поощряет научное и художественное творчество и распространение его позитивных результатов, содействует развитию международных связей в области науки, культуры, воспитания и образования, спорта и туризма.

Статья 11. Государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий и их равенство перед законом. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственные функции. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер.

Каждый вправе самостоятельно определить свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов.

Статья 12. В целях защиты государственного суверенитета и безопасности Туркменистан имеет свои Вооруженные Силы.

Статья 13. Государственным языком Туркменистана является туркменский язык. Всем гражданам гарантируется право пользования родным языком.

Статья 14. Символами Туркменистана как суверенного государства являются его Государственные флаг, герб, гимн.

Флаг, герб, гимн устанавливаются и охраняются законом.

Статья 15. Столицей Туркменистана является город Ашхабад.

Раздел II.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА В ТУРКМЕНИСТАНЕ

Статья 16. Права человека неприкосновенны и неотчуждаемы.

Никто не может лишить человека каких-либо прав и свобод или ограничить его в правах, иначе как в соответствии с Конституцией и законами.

Перечисление в Конституции и законах определенных прав и свобод человека не может быть использовано для отрицания или умаления других прав и свобод.

Статья 17. Туркменистан гарантирует равенство прав и свобод граждан, а также равенство граждан перед законом независимо от национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, языка, отношения к религии, политических убеждений, партийной принадлежности.

Статья 18. Мужчина и женщина в Туркменистане имеют равные гражданские права. Нарушение равноправия по признаку пола влечет ответственность по закону.

Статья 19. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц, требований морали, общественного порядка, причинять ущерб национальной безопасности.

Статья 20. Человек в Туркменистане имеет право на жизнь и свободу ее осуществления. Ни один человек не может быть лишен права на жизнь. Право каждого человека на свободную жизнь охраняется государством на основе закона.

Смертная казнь в Туркменистане полностью отменена и навечно запрещена первым Президентом Туркменистана Великим Сапармуратом Туркменбаши.

Статья 21. Гражданин не может быть ограничен в правах или лишен принадлежащих ему прав, осужден или подвергнут наказанию, иначе как в точном соответствии с законом.

Никто не может подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским (лекарственным или врачебным) или иным опытам. Гражданин может быть задержан и арестован лишь при наличии точно указанных в законе оснований по решению казыета, а также только в порядке, установленном законом. В случаях, не терпящих отлагательства и точно указанных в законе, уполномоченные на то государственные органы вправе временно задерживать граждан.

Статья 22. Каждый гражданин имеет право на поддержку государства в получении благоустроенного жилого помещения и в индивидуальном жилищном строительстве. Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права войти в жилище или иным образом нарушить неприкосновенность жилища против воли проживающих в нем лиц либо без законных оснований. Защита жилища от противозаконных посягательств является правом гражданина.

Никто не может быть лишен жилища, иначе как на основаниях, установленных законом.

Статья 23. Каждый гражданин имеет право на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь, а также от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и репутацию.

Статья 24. Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Туркменистана.

Ограничения въезда в отдельные территории, передвижения по этим территориям либо свободного передвижения в отношении отдельных лиц могут устанавливаться только на основании закона.

Статья 25. Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право по взаимному согласию вступить в брак и создать семью. Супруги в семейных отношениях равноправны.

Родители или заменяющие их лица имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье и развитии, обучении, готовить к труду, прививать культуру и уважение к законам, национальным традициям. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 26. Граждане Туркменистана имеют право на свободу убеждений и их свободное выражение, а также на получение информации, если она не является государственной, служебной или коммерческой тайной.

Статья 27. Гарантируется свобода собраний, митингов, демонстраций в порядке, установленном законодательством.

Статья 28. Граждане вправе создавать политические партии и иные общественные объединения, действующие в рамках Конституции и законов.

Запрещаются создание и деятельность политических партий, других общественных организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, допускающих насилие в своей деятельности, выступающих против конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, расовую, национальную, социальную, религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, а также создание военизированных объединений, политических партий по национальному или религиозному признакам.

Статья 29. Каждый гражданин имеет право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избранных представителей.

Статья 30. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Только граждане Туркменистана в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют равное право на доступ к государственной службе.

Статья 31. Все граждане имеют право на труд, на выбор по своему усмотрению профессии, рода занятий и места работы, на здоровые и безопасные условия труда. Принудительный труд запрещается, кроме случаев, установленных законом.

Лица, работающие по найму, имеют право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда. Это вознаграждение не может быть менее установленного государством прожиточного минимума.

Статья 32. Трудящиеся имеют право на отдых. Для лиц, работающих по найму, это право выражается в установлении рабочей недели ограниченной продолжительности, предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

Государство создает условия, благоприятные для отдыха по месту жительства и рационального использования свободного времени.

Статья 33. Граждане имеют право на охрану здоровья, включая бесплатное пользование сетью государственных учреждений здравоохранения. Платное медицинское и нетрадиционное медицинское обслуживание допускается на основании и в порядке, установленных законом.

Статья 34. Граждане имеют право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Многодетным семьям, детям, лишившимся родителей, участникам войны и другим лицам, утратившим здоровье при защите государственных или общественных интересов, предоставляются дополнительные поддержка и льготы из общественных средств.

Порядок и условия осуществления этого права регулируются законом.

Статья 35. Каждый гражданин имеет право на образование. Общее среднее образование обязательно, каждый вправе получить его в государственных школах бесплатно.

Государство обеспечивает доступность профессионального, среднего специального и высшего образования для всех в соответствии со способностями.

Организации и граждане вправе на основании и в порядке, установленных законом, создавать платные школы.

Статья 36. Граждане Туркменистана имеют право на свободу художественного, научного и технического творчества. Авторские права и интересы граждан в области научного, технического творчества, художественной, литературной и культурной деятельности охраняются законом.

Государство способствует развитию науки, культуры, искусства, народного творчества, спорта и туризма.

Статья 37. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином и человеком своих обязанностей перед обществом и государством.

Каждый, кто проживает или временно находится на территории Туркменистана, обязан выполнять требования Конституции Туркменистана, законы и уважать национальные традиции.

Статья 38. Защита Туркменистана - священный долг каждого. Для граждан Туркменистана - мужчин - установлена всеобщая воинская обязанность.

Статья 39. Граждане Туркменистана обязаны платить государственные налоги и иные платежи в порядке и размерах, установленных законом.

Статья 40. Гражданам гарантируется судебная защита чести и достоинства, личных и политических прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией и законами.

Граждане вправе обжаловать в казыете действия государственных органов и общественных организаций, должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права и свободы граждан.

Статья 41. Граждане имеют право требовать возмещения в судебном порядке материального и морального ущерба, причиненного им незаконными действиями государственных органов, иных организаций, их работников, а также частных лиц.

Статья 42. Никто не может быть принужден к даче показаний и объяснений против самого себя и близких родственников.

Не имеющими юридической силы признаются доказательства, полученные в результате психического воздействия или применения насилия, а также иными незаконными методами.

Статья 43. Закон, ухудшающий положение гражданина, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент их совершения не признавались правонарушением.

Статья 44. Осуществление предусмотренных настоящей Конституцией прав и свобод граждан может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, установленных Конституцией и законами.

Раздел III.

СИСТЕМА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ТУРКМЕНИСТАНЕ

Глава 1. Халк Маслахаты Туркменистана

Статья 45. Халк Маслахаты Туркменистана является постоянно действующим высшим представительным органом народной власти и обладает полномочиями высшей государственной власти и управления.

Конституционный закон о Халк Маслахаты Туркменистана принимается самим Халк Маслахаты и имеет обязательную силу на всей территории Туркменистана.

Высшую государственную власть и управление в Туркменистане осуществляют Президент Туркменистана, Меджлис, Кабинет Министров, Верховный казыет.

Статья 46. В состав Халк Маслахаты входят:

Президент Туркменистана;

депутаты Меджлиса, председатель Верховного казыета, Генеральный прокурор, члены Кабинета Министров, хякимы велаятов, хяким города Ашхабада;

халк векиллери;

руководители партий, Молодежной организации, профсоюзов, Союза женщин, являющиеся членами Общенационального движения «Галкыныш», руководители общественных организаций в государстве, представители старейшин Туркменистана;

хякимы городов, являющихся административными центрами велаятов и этрапов, арчыны городов и поселков, являющихся административными центрами этрапов.

Халк Маслахаты состоит из 2507 членов.

Статья 47. Деятельность Халк Маслахаты может быть приостановлена только самим Халк Маслахаты.

Халк Маслахаты может досрочно прекратить полномочия халк векиллери, Меджлиса, Генгешей.

Статья 48. К компетенции Халк Маслахаты относятся:

1) принятие Конституции Туркменистана, конституционных законов, внесение в них изменений и дополнений;

2) образование Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов в Туркменистане, внесение изменений в ее состав;

3) решение вопроса о проведении всенародных референдумов;

4) назначение выборов Президента Туркменистана, депутатов Меджлиса, халк векиллери и членов Генгешей;

5) рассмотрение и утверждение программ основных направлений политического, экономического и социального развития страны;

6) изменение Государственной границы и административно - территориального деления Туркменистана;

7) заслушивание информации Президента Туркменистана о положении в стране, наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики;

8) заслушивание отчетов о деятельности Меджлиса Туркменистана, Кабинета Министров, Верховного казыета, Генеральной прокуратуры;

9) объявление отдельных неправовых деяний действиями по измене Родине, объявление изменниками Родины лиц, признанных виновными и осужденных за совершение таких деяний, и решение вопроса о разрешении применения к ним исключительной меры наказания в виде пожизненного лишения свободы. Право применения исключительной меры наказания в виде пожизненного лишения свободы принадлежит Верховному казыету Туркменистана с последующим рассмотрением на заседании Халк Маслахаты вопроса об утверждении таких приговоров, вынесенных казыетом;

10) ратификация и денонсация договоров о межгосударственных союзах и иных образованиях;

11) рассмотрение вопросов мира и безопасности;

12) другие вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами.

Статья 49. Решения Халк Маслахаты реализуются Президентом Туркменистана, Меджлисом, Кабинетом министров и другими государственными органами в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией и законами.

Статья 50. Халк Маслахаты созывается Председателем Халк Маслахаты или Президентом Туркменистана по мере необходимости, но не реже одного раза в год по инициативе Председателя Халк Маслахаты, Президента Туркменистана, Меджлиса или одной трети членов Халк Маслахаты от их установленного числа.

Право внесения предложений на рассмотрение Халк Маслахаты принадлежит Председателю Халк Маслахаты, Президенту Туркменистана, Меджлису, Кабинету Министров, а также не менее чем одной четвертой части членов Халк Маслахаты от их установленного числа.

Порядок созыва Халк Маслахаты и избрания его должностных лиц определяется законом.

Статья 51. Руководство деятельностью Халк Маслахаты осуществляет Председатель Халк Маслахаты. Председателем Халк Маслахаты может быть гражданин Туркменистана, родившийся в Туркменистане, не моложе 55 лет, владеющий государственным языком, в течение предшествующих десяти лет постоянно проживающий в Туркменистане и работающий в высших органах государственной власти и управления, завоевавший высокий авторитет, являющийся членом Халк Маслахаты, избранный открытым голосованием двумя третями голосов членов Халк Маслахаты от их установленного числа. Председатель Халк Маслахаты избирается сроком на пять лет и подотчетен Халк Маслахаты.

Глава 2. Президент Туркменистана

Статья 52. Президент Туркменистана является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Туркменистана, выступает гарантом национальной независимости и статуса нейтралитета Туркменистана, территориальной целостности, соблюдения Конституции и международных соглашений.

Статья 53. Президентом Туркменистана может быть избран родившийся в Туркменистане гражданин Туркменистана из числа туркмен не моложе сорока лет и не старше семидесяти лет, владеющий государственным языком, в течение предшествующих десяти лет постоянно проживающий в Туркменистане и работающий в государственных органах, общественных организациях и отраслях народного хозяйства, завоевавший высокий авторитет, признанный и выдвинутый Халк Маслахаты кандидатом, достойным участвовать в выборах Президента Туркменистана.

Статья 54. Президент Туркменистана избирается непосредственно народом Туркменистана сроком на пять лет и вступает в должность немедленно после принесения присяги на заседании Халк Маслахаты.

Порядок избрания Президента Туркменистана и вступления его в должность устанавливаются законом.

Статья 55. Президент Туркменистана:

1) проводит в жизнь Конституцию и законы;

2) руководит осуществлением внешней политики, представляет Туркменистан в отношениях с другими государствами, назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей Туркменистана в иностранных государствах, при межгосударственных и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;

3) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Туркменистана, отдает распоряжения о всеобщей или частичной мобилизации, использовании Вооруженных Сил, изменении их мест дислокации, приведении их в боевое состояние с последующим рассмотрением этих действий Халк Маслахаты, назначает высшее командование Вооруженных Сил, руководит деятельностью Совета государственной безопасности Туркменистана;

4) выступает на Халк Маслахаты о положении в стране, информирует о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики;

5) представляет на рассмотрение и утверждение Меджлиса Государственный бюджет и отчет о его исполнении;

6) подписывает законы, вправе не позднее чем в двухнедельный срок, используя право отлагательного вето, возвратить закон со своими возражениями в Меджлис для повторного обсуждения и голосования. Если Меджлис большинством в две трети голосов депутатов подтвердит ранее принятое им решение, Президент Туркменистана подписывает закон. Президент Туркменистана не обладает правом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях в Конституцию, принятых на Халк Маслахаты;

7) назначает по решению Халк Маслахаты дату проведения референдумов, вправе досрочно созвать сессию Меджлиса;

8) решает вопросы о приеме в гражданство и выхода из гражданства Туркменистана, предоставления убежища;

9) награждает орденами и другими наградами Туркменистана, присваивает почетные, воинские, иные специальные государственные звания и отличия;

10) с согласия Меджлиса назначает и освобождает от должности председателя Верховного казыета, Генерального прокурора, министра внутренних дел, министра юстиции;

11) осуществляет помилование и амнистию;

12) вводит в интересах обеспечения безопасности граждан чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Туркменистана. Режим чрезвычайного положения регламентируется соответствующим законом Туркменистана;

13) решает другие вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами.

Статья 56. Президент Туркменистана издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Туркменистана.

Статья 57. Президент Туркменистана не может быть халк векили, депутатом Меджлиса.

Статья 58. Президент Туркменистана обладает правом неприкосновенности. Его честь и достоинство охраняются законом.

Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Туркменистана и его семьи осуществляются за счет государства.

Статья 59. Президент Туркменистана может быть досрочно освобожден от должности при невозможности выполнения им своих обязанностей по болезни. Халк Маслахаты на основании заключения создаваемой им независимой медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении Президента от должности, но такое решение принимается не менее двумя третями голосов членов Халк Маслахаты от их установленного числа.

В случае нарушения Президентом Туркменистана Конституции и законов Халк Маслахаты может выразить недоверие Президенту Туркменистана и вынести вопрос о его смещении на народное голосование. Вопрос о недоверии Президенту Туркменистана может быть рассмотрен по требованию не менее одной трети от установленного числа членов Халк Маслахаты. Решение о недоверии Президенту Туркменистана принимается не менее чем двумя третями голосов членов Халк Маслахаты от их установленного числа.

Статья 60. Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий другим органам или должностным лицам, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 2, 9, 11 статьи 55, которые могут передаваться Председателю Меджлиса.

Если Президент по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента его полномочия переходят к Председателю Меджлиса. Выборы Президента в этом случае должны быть проведены не позже двух месяцев со дня перехода его полномочий к Председателю Меджлиса. Лицо, исполняющее обязанности Президента Туркменистана, не может баллотироваться кандидатом в Президенты.

Глава 3. Меджлис Туркменистана

Статья 61. Меджлис (парламент) является государственным законодательным органом Туркменистана.

Статья 62. Меджлис состоит из 50 депутатов, избираемых по территориальным округам примерно с равным числом избирателей сроком на пять лет.

Статья 63. Меджлис может быть досрочно распущен:

1) по решению референдума;

2) по постановлению Халк Маслахаты;

3) по постановлению Меджлиса, принятому большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов (самороспуск);

4) Президентом Туркменистана в случаях несформирования в течение шести месяцев руководящего состава Меджлиса.

Статья 64. Меджлис самостоятельно устанавливает правильность избрания и полномочия депутатов, избирает из числа депутатов Председателя Меджлиса, его заместителя, формирует комитеты и комиссии.

Статья 65. Меджлис может передавать право издавать законы по отдельным вопросам Президенту Туркменистана с обязательным последующим рассмотрением вопроса об их утверждении.

Меджлис не может никому передавать законодательные права по вопросам:

1) уголовного и административного законодательства;

2) судопроизводства.

Статья 66. К ведению Меджлиса относятся:

1) принятие, толкование законов, внесение в них изменений, осуществление контроля за их исполнением.

Контроль за исполнением законов осуществляется на основе соответствующего Положения через Кабинет Министров. Разногласия между Меджлисом и Кабинетом Министров разрешаются Президентом Туркменистана;

2) рассмотрение вопроса об одобрении программы деятельности Кабинета Министров;

3) рассмотрение вопроса об утверждении Государственного бюджета Туркменистана и отчета о его исполнении;

4) организация контроля и наблюдения за выборами;

5) рассмотрение по предложению Президента Туркменистана вопросов о назначении на должность и освобождении от должности председателя Верховного казыета, Генерального прокурора, министра внутренних дел, министра юстиции;

6) учреждение государственных наград, награждение государственными наградами Президента Туркменистана, присвоение ему почетных званий, воинских званий и отличий;

7) определение соответствия Конституции нормативных актов органов государственной власти и управления;

8) иные вопросы, отнесенные к полномочиям Меджлиса Конституцией и законами.

Статья 67. Право законодательной инициативы принадлежит Председателю Халк Маслахаты Туркменистана, Президенту Туркменистана, депутатам Меджлиса, халк векиллери, Кабинету Министров, Верховному казыету.

Статья 68. Депутаты Меджлиса обладают правом запроса, устных и письменных вопросов к Кабинету Министров, министрам, руководителям других государственных органов.

Статья 69. Депутат может быть лишен депутатских полномочий только Меджлисом. Решение по этому вопросу принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Меджлиса.

Депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или иным образом лишен свободы без согласия Меджлиса.

Статья 70. Меджлис является постоянно действующим государственным органом, депутат не может одновременно занимать должность члена Кабинета Министров, хякима велаята, города, этрапа, арчына, казы и прокурора.

Статья 71. Председатель Меджлиса избирается открытым голосованием. Он подотчетен Меджлису, Халк Маслахаты и может быть смещен по постановлению Меджлиса, принятому большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Заместитель Председателя Меджлиса избирается открытым голосованием, выполняет по поручению Председателя отдельные его функции, замещает Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих полномочий.

Статья 72. Порядок деятельности Меджлиса, его комитетов, отделов и депутатов, их функции и полномочия, не регламентированные Конституцией, устанавливаются законом.

Глава 4. Кабинет Министров Туркменистана

Статья 73. Кабинет Министров является исполнительным и распорядительным органом. Возглавляет Кабинет Министров Президент Туркменистана.

Статья 74. В Кабинет Министров входят заместители Председателя Кабинета Министров, министры. Президентом Туркменистана в состав Кабинета Министров могут вводиться другие должностные лица, являющиеся руководителями центральных органов исполнительной власти.

Кабинет Министров формируется Президентом в течение месяца после вступления его в должность и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом.

Статья 75. Заседания Кабинета Министров проводятся Президентом либо по его поручению одним из заместителей Председателя Кабинета Министров.

Кабинет Министров в пределах своей компетенции принимает постановления и издает распоряжения, обязательные для исполнения.

Статья 76. Кабинет Министров:

1) организует исполнение законов Туркменистана, правовых актов Президента Туркменистана и решений Халк Маслахаты;

2) осуществляет меры по обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, национальной безопасности;

3) разрабатывает и вносит на рассмотрение Халк Маслахаты предложения по основным направлениям внутриполитической и внешнеполитической деятельности государства, программы экономического и социального развития страны;

4) осуществляет государственное управление экономическим и социальным развитием, организует управление государственными предприятиями, организациями и учреждениями, обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов;

5) принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы;

6) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Кабинете Министров;

7) реализует внешнеэкономическую деятельность, обеспечивает развитие культурных связей с зарубежными государствами;

8) руководит деятельностью правительственных учреждений, государственных предприятий и организаций, вправе отменять акты министерств и ведомств;

9) выполняет иные обязанности, отнесенные законами и иными нормативными актами к его ведению.

Статья 77. Полномочия Кабинета Министров, порядок его деятельности, отношения с другими государственными органами определяются законом.

Министерства и ведомства руководят вверенными отраслями и несут ответственность по обеспечению их нормальной и результативной деятельности.

Глава 5. Местная исполнительная власть

Статья 78. Исполнительную власть на местах осуществляют: в велаятах - хякимы велаятов, в городах - хякимы городов, в этрапах - хякимы этрапов, арчыны.

Статья 79. Хякимы являются представителями Президента Туркменистана - главы государства - на местах, назначаются и освобождаются от должности Президентом и ему подотчетны.

Статья 80. Хякимы осуществляют руководство деятельностью органов управления на местах, обеспечивают исполнение Конституции, законов Туркменистана, правовых актов Президента Туркменистана и Кабинета Министров. В пределах своих полномочий хякимы издают постановления, обязательные для исполнения на подведомственных территориях.

Статья 81. Арчыны обеспечивают выполнение решений Генгешей, актов органов государственной власти и управления, осуществляют управление объектами собственности органов местного самоуправления, исполнение местного бюджета, а также решают другие вопросы местного значения.

Статья 82. Объем функций и полномочий хякимов и арчынов, порядок их деятельности и взаимоотношений с другими органами власти и управления определяются законом.

Раздел IV.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 83. Систему местного самоуправления образуют Генгеши и органы территориального общественного самоуправления.

В велаяте, этрапе, городе с правами велаята и этрапа образуются местные халк маслахаты, которые взаимодействуют с органами местной исполнительной власти и местного самоуправления в пределах действующего законодательства.

Генгеши являются представительными органами народной власти на территории города в этрапе, поселка, генгешлика. Территория одного или нескольких сёл образует генгешлик. Генгеши не связаны отношениями административной соподчиненности. Члены Генгеша избираются гражданами непосредственно сроком на пять лет.

Статья 84. К ведению Генгешей относятся:

1) определение основных направлений экономического, социального и культурного развития своих территорий;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление местных налогов и сборов и порядка их взимания;

4) определение мер по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

5) иные вопросы, отнесенные к ведению Генгешей законом.

В пределах своих полномочий Генгеши принимают решения, обязательные для исполнения на подведомственной территории.

Статья 85. Генгеш избирает из своего состава арчына, который руководит работой Генгеша и подотчетен ему.

Статья 86. Избранные членами Генгеша выполняют свои обязанности безвозмездно. Порядок деятельности местных халк маслахаты, Генгешей, иных органов общественного самоуправления определяется законом.

Раздел V.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, РЕФЕРЕНДУМ

Статья 87. Выборы Президента Туркменистана, депутатов Меджлиса, халк векиллери, членов Генгешей являются всеобщими и равными: право избирать имеют граждане Туркменистана, достигшие 18 лет, каждый избиратель имеет один голос.

В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные казыетом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору казыета в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается по закону.

Статья 88. Депутатом Меджлиса, халк векили может быть избран гражданин Туркменистана, достигший к дню выборов 25-летнего возраста и в течение предшествующих десяти лет постоянно проживающий в Туркменистане, завоевавший высокий авторитет среди населения. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Меджлиса, халк векили и членам Генгешей, определяются законами Туркменистана.

Статья 89. Выборы являются прямыми, выборные лица избираются гражданами непосредственно.

Статья 90. Голосование на выборах является тайным, контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования не допускается.

Статья 91. Право выдвижения кандидатов принадлежит Халк Маслахаты, политическим партиям, общественным объединениям и группам граждан в соответствии с избирательным законом.

Статья 92. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться всенародные и местные референдумы.

Вопросы об отмене акта, принятого референдумом, решаются исключительно на всенародном референдуме.

Статья 93. Право назначения всенародного референдума принадлежит Халк Маслахаты по предложению не менее одной четверти от установленного числа его членов, либо по предложению не менее 250 тысяч граждан, обладающих избирательным правом.

Статья 94. Право назначения местных референдумов принадлежит Генгешу по своей инициативе либо по предложению не менее одной четверти избирателей, проживающих на соответствующей территории.

Статья 95. Референдумы проводятся путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

В референдумах участвуют граждане Туркменистана, обладающие избирательным правом.

Статья 96. Порядок проведения выборов, всенародных и местных референдумов определяется законом. Выборы и референдумы не проводятся в период чрезвычайного положения.

Раздел VI.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 97. Судебная власть в Туркменистане принадлежит только казыетам.

Судебная власть предназначена защищать права и свободы граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы.

Статья 98. Судебная власть осуществляется Верховным казыетом Туркменистана и другими казыетами, предусмотренными законом.

Создание чрезвычайных казыетов и иных структур, наделенных полномочиями казыета, не допускается.

Председатель Верховного казыета отчитывается перед Халк Маслахаты Туркменистана и Президентом Туркменистана о деятельности судебной системы.

Статья 99. Казы независимы, подчиняются только закону и руководствуются внутренним убеждением. Вмешательство в деятельность казы с чьей бы то ни было стороны недопустимо и влечет ответственность по закону. Неприкосновенность казы гарантируется законом.

Статья 100. Казы всех казыетов назначаются Президентом Туркменистана сроком на пять лет. Порядок назначения и освобождения казы определяется законом. Казы может быть освобожден от должности только на основаниях, указанных в законе.

Статья 101. Казы не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, кроме преподавательской, творческой и научной; на период своих полномочий казы временно приостанавливает свое членство в политических партиях, других общественных объединениях, преследующих политические цели.

Статья 102. Дела в казыетах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично казы.

Статья 103. Разбирательство дел во всех казыетах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Статья 104. Судопроизводство ведется на государственном языке. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях с помощью переводчика, а также право выступать на заседаниях казыета на родном языке.

Статья 105. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Стороны имеют право на обжалование решений, приговоров и иных постановлений всех казыетов Туркменистана.

Статья 106. Право на профессиональную юридическую помощь признается на любой стадии судопроизводства.

Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты и другие лица.

Статья 107. Компетенция, порядок образования и деятельности казыетов определяются законами.

Раздел VII.

ПРОКУРАТУРА

Статья 108. Надзор за точным и единообразным соблюдением на территории Туркменистана законов Туркменистана, правовых актов Президента Туркменистана органами государственного управления, управления Вооруженными Силами, местного самоуправления, участниками производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Туркменистана и подчиненных ему прокуроров.

Прокурор участвует в рассмотрении дел в казыетах на основании и в порядке, установленных законом.

Статья 109. Прокуратура осуществляет надзор за законностью оперативно - розыскной деятельности и расследованием уголовных и других дел.

Статья 110. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры при осуществлении своих полномочий руководствуются только законом. Все прокуроры Туркменистана назначаются и освобождаются Президентом Туркменистана. Генеральный прокурор отчитывается перед Халк Маслахаты Туркменистана и Президентом Туркменистана о деятельности системы органов прокуратуры.

Прокуроры на период своих полномочий временно приостанавливают членство в политических партиях, других общественных объединениях, преследующих политические цели.

Раздел VIII.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 111. Законы, другие правовые акты государственных органов и должностных лиц издаются на основе и в соответствии с Конституцией.

В случае расхождения положений, указанных в Конституции и законах, действуют положения Конституции.

Статья 112. Положения Конституции Туркменистана о государственном правлении в форме президентской республики не могут быть изменены.

Статья 113. Закон об изменении Конституции считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа членов Халк Маслахаты.

Принята Верховным Советом и промульгирована Президентом Туркменистана 18 Махтумкули 1992 года в городе Ашхабаде.

Президент Туркменистана С. НИЯЗОВ.

гор. Ашхабад, 18 Махтумкули 1992 г.

№ 691- XII.

(Публикуется по тексту газеты «Нейтральный Туркменистан» за 20.08.2003 г.)


 |   |  Версия для печати

Design by Integrum-Techno(WeEn) Copyright©2000-2018 Turkmenistan.ru info@turkmenistan.ru